резеда биккинина
Создание условий в ДОУ для успешной социализации детей раннего возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе. Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы социализации детей.
Публикация «Создание условий в ДОУ для успешной социализации детей раннего возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему в дошкольном детстве: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, дефекты которых часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Полагаясь на концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - (письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6, которая заявляет, что «…каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми…», работникам ДОУ необходимо пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом большого количества детей с различными нарушениями здоровья.
Согласно приказу Министерства Образования и науки Республики Марий Эл от «23» октября 2012 № 1519 О реализации в 2012 году подмероприятия «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» («Социализация детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения») мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации успешных моделей социализации детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, наше дошкольное учреждение было включено в перечень базовых организаций, привлекаемых к деятельности стажировочной площадки, статус которого присвоен ГБОУ Республики Марий Эл «Детство». В рамках реализации обозначенного мероприятия был заключен договор о взаимодействии ГБОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения» и МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20 «Чебурашка» г. Волжска». В нашем детском саду был издан приказ «О создании рабочей группы, привлекаемой к деятельности стажировочной площадки ГБОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения», в состав которой вошли заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед. Была поставлена задача разработать план мероприятий и программа ДОУ № 20 «Чебурашка» по реализации направления «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».
В рамках совместной деятельности наши специалисты получили методики обследования детей раннего возраста и было проведено скрининг-обследование. Результаты ежеквартально обрабатывались и отправлялись на стажировочную площадку, где проводилось обобщение и систематизация данных по обследованию детей младшего дошкольного возраста. Также был принят план профилактики и коррекции отклонений в развитии ребенка, проведена консультативная работа с родителями и педагогами, работающими с детьми раннего возраста, дополнительно были привлечены следующие специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, инструктор ФИЗО, детский иммунолог.
Работа по социализации детей с ОВЗ проводилась поэтапно:
1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).
2. Профилактическая и коррекционная работа воспитателя и специалистов с детьми, родителями.
3. Контрольная диагностика (повторная) – раз в квартал, согласно плану.
Для успешной социализации ребёнка раннего возраста необходимо создать условия для устранения тревоги, формирования доверия и уважения к сотрудникам учреждения, принятия новых ценностей и групповых норм, а также организации среды для самовыражения и раскрытия личности воспитанника. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами.
В рамках работы по распространению современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья наш детский сад «Чебурашка» был оснащен достаточным количеством дидактического материала и сенсорного оборудования. Это позволяет решать задачи социализации и интеграции детей с ОВЗ в детском саду на более качественном уровне.