ирина коноплина
Создание условий для развития театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для развития театрализованной деятельности
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщение детей к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.
Публикация «Создание условий для развития театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя в духовной сфере. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление от окружающей жизни, ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театральная деятельность – источник развития чувств ребёнка, его переживаний, открытий, приобщает его к духовным ценностям. Театральная деятельность развивает воображение, память и мышление.
Театральная деятельность формирует эстетический вкус детей, воспитывает нравственно на художественной литературе, являющейся базой для театральной деятельности, раскрывает творческий потенциал ребёнка. Но для развития творческой активности педагоги должны создать условия/
• Педагоги поощряют исполнительское творчество детей (исполнение разных ролей в спектаклях, постановках, выразительное чтение на занятиях).
• Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками, давать роли застенчивым и с дефектами речи.
• Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации.
• Уметь различать настроение, переживания, эмоциональные состояния персонажей, передаваемые различными средствами драматизации.
• Педагоги представляют детям возможность выбора средств для импровизации и самовыражения.
• Знакомят с устройством театра, сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной и т. д.
• Рассказывают о театральных жанрах (драматическом, кукольном, театре зверей, клоунаде и. д.)
• Знакомят с разными видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.)
Для того чтобы ребёнок мог воплотить свои мечты, сыграть роль, необходимо по возможности иметь
- сцену;
- костюмы и декорации;
- магнитофон, проигрыватель, кассеты;
- детские музыкальные инструменты;
- различные инструменты;
- наличие кукол для театра;
- ширмы.
При проектировании среды, следует учитывать:
- индивидуально-психологические особенности детей;
- особенности эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Для каждого возраста есть свои средства для постижения смысла произведения:
- дети 3-4 лет – имитирование характерных движений сказочных героев;
- дети 4-5 лет – интонация, мимика;
- дети 5-6 лет – образноисполнительские движения;
- дети 6-7 лет – творческая самостоятельность в передаче образа.
Для каждого возраста используют различные виды театров.
Младшие группы.
1) Настольный театр (резиновых игрушек, дымковской игрушки, конусной игрушки, крупной и мелкой игрушки, кукол, вязаной игрушки).
2) Драматизация в шапочках.
3) Драматизация в костюмах
Средняя группа.
1) Настольный театр.
2) Драматизация в костюмах.
3) Драматизация в шапочках.
4) Театр кукол.
5) Верховые куклы
6) Театр ложек.
Старшая группа
1) Настольный театр.
2) Драматизация в костюмах.
3) Драматизация в шапочках.
4) Верховые куклы на гапите.
5) Театр ложек.
6) Театр марионеток.
7) Куклы с живой рукой.
8) Тростевые куклы.
Подготовительная группа
1) Настольный театр.
2) Драматизация в костюмах
3) Драматизация в шапочках.
4) Верховые куклы на гапите
5) Театр ложек
6) Театр марионеток
7) Куклы с живой рукой.
8) Тростевые куклы
9) Перчаточные куклы.
Дети должны знать театральные термины : декорации, реквизит, партер, кулисы, жест, занавес, реплика и др. Должны различать кукол, например, марионетка – приводится в движение с помощью ваги – деревянная крестовина, к которой на нитках подвешивается кукла.
Люди – куклы относятся к. Ребёнок надевает огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки из поролона. Рот куклы делают на уровне глаз. Тростевые куклы – относятся к верховым куклам и управляются специальным механизмом с помощью тростей. Основу куклы составляет гомит – деревянный стержень, который служит позвоночником. На гомите устанавливается плечевой каркас. Корпус и голова куклы приводятся в движение второй рукой ребёнка при помощи проволочных тростей, трости крепятся к кистям куклы. Кукла с живой рукой – состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм. Вместо рук куклы, руки кукловода в перчатках.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры – драматизации;
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• коррекционно-развивающие игры;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой, интонационной выразительности;
• игры-превращения (учись владеть своим телом);
• упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
• театральные этюды;
• отдельные упражнения по этике во время драматизации;
• подготовка (репетиция) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• знакомство не только с текстом, но и средствами драматизации (жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой, размещение и положение актёров);
Очень важно не гасить в маленьком человеке, стремление к творчеству, не навязывать ему своё видение, не давать готовой схемы для подражания, а лишь побуждать его к игре искренней заинтересованностью, внимательным, чутким отношением к проявлениям его индивидуальности. Огромное значение в театральных постановках имеет музыкальное сопровождение: пластикой своего тела, движениями куклы, дети пытаются передать эмоциональный строй мелодии. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Практическая часть.
Пантомима.
1. Показать как падает снег;
2. Как ходит тишина;
3. Наездник на лошади;
4. Поросёнок в луже.
Мимика.
1. Я ем лимон;
2. Лампочка потухла, лампочка зажглась;
3. Встретили хорошего знакомого;
4. Показать как кошка выпрашивает колбасу.
Театральные этюды.
1. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
2. Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычание).
3. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
4. Корова, тщательно пережёвывающая первую весеннюю травку. Спокойно и с наслаждением.
Игра «Пантомима»
(одна команда показывает, другая – отгадывает)
1 команда – арбуз, телевизор, жук;
2 команда – книга, ворона, плеер.
Интерактивная игра «Кукольный театр»
Кукловод и кукла (люди). Кукловод делает движения руками куклы – человека, кукла должна угадать, что делает кукловод, и рассказать о своих впечатлениях.
Литература.
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. – М. :ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
2. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М. : Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников» Выпуск 12, второе полугодие 2000 г.
3. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/ Под ред. О. Ф. Горбуновой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128с. : цв. Вкл.