Ирина Ефремова
Создание условий для развития познавательного интереса у старших дошкольников с ОВЗ (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь» Т. И. Бабаева
На современном этапе развития дошкольного образования акцентируется внимание на равноправное включение личности, имеющей задержку психического развития, в образовательный процесс, обеспечивающий успешную самореализацию в среде сверстников и подготовку к обучению в школе.
Публикация «Создание условий для развития познавательного интереса у старших дошкольников с ОВЗ (ЗПР)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Типические особенности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста :
• Дефицит мотивационного компонента, проявляющийся в крайне низкой познавательной активности; избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.
• Нерациональность регуляционно-целевого компонента, обусловленная отсутствием потребности ставить цель, планировать действия.
• Длительная несформированность операционного компонента, то есть умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
• Нарушение динамических сторон мыслительных процессов.
• Несформированность системы личностных отношений к окружающему миру и самому себе.
• Снижение потребности в общении со сверстниками и взрослыми.
Учитывая типические особенности дошкольников с ЗПР, для их успешной подготовки к школе необходимо организовать образовательную деятельность по познавательному развитию ребенка и как ее основу – развитие познавательного интереса. В основе познавательного интереса лежит познавательный мотив, стимулирующий ребенка к определенному виду детской деятельности, в первую очередь, познавательной. Все это можно представить в виде следующей схемы:
познавательный мотив – познавательный интерес – познавательная активность – познавательное развитие.
У детей с задержкой психического развития появление познавательного интереса имеет свои особенности, которые проявляются в незначительной любознательности. Одни из них вообще не задают вопросов, другие задают вопросы, касающиеся лишь внешних свойств предметов и явлений. Что соответствует первой ситуативной форме проявления познавательного интереса. Как определить проявление познавательного интереса?
Мы учитывали систему критериально ориентированного оценивания, уровневую характеристику проявления познавательного интереса, разработанную Э. А. Барановой.
1 уровень-субьектно-поисковый, характеризующий оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно, фиксирующий достаточно высокую степень сформированности субьектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе.
2 уровень - продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса. Здесь отмечается качественно более низкое развитие этой сферы с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого активность, меньшая по сравнению с 1-м уровнем конструктивность действий (умственных и практических).
3 уровень-инактивный, репродуктивный интерес. На этом уровне поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.
4 уровень - «зачаточная, элементарная» форма проявления, характеризующаяся заинтересованностью в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи хотя и организует некоторым образом активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.
5 уровень-фактическое отсутствие познавательного интереса. Разрешение познавательной задачи на этом уровне не становится сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной несформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности.
Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру
у дошкольников осуществлялось с помощью методик, описанных Э. А. Барановой.
1) интеллектуальный критерий – методика «Угадай, что в ящике»;
2) эмоционально-волевой критерий – методика «Волшебный домик» (В. С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э. А. Барановой);
3) процессуальный критерий – методика «Опиши картинку».
На основе проведенного психолого- педагогического исследования были получены следующие результаты на сентябрь 2018:
уровни: 1-0; 2-0; 3-2;4-10;5-4.
Учитывая, что работа по познавательному развитию детей с ЗПР является многоступенчатой, определили основное направление – развитие познавательного интереса.
В основе познавательного интереса ребенка лежат разного рода мотивы как внутренние, так и внешние. Одним из внешних мотивов, стимулирующих ребенка к проявлению познавательного интереса является развивающая предметно- пространственная среда группы.
Развивающая предметно – пространственная среда группы построена с учетом базовых принципов построения среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность,
вариативность, доступность и безопасность.
Учитывая, что у дошкольников с ЗПР снижена общая мотивация деятельности и познавательная активность, мы постарались сделать развивающую предметно-пространственную среду группы занимательной. Занимательность облегчает вовлечение детей в целенаправленную деятельность, формирует желание выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата. Занимательность среды обеспечивалась тем, что в группе находится игровой персонаж, который побуждает детей к разнообразной познавательной деятельности : пройти вместе с ним по осенним дорожкам, оказать помощь лесным жителям, ответить на письмо и т. д. В группе имеется познавательный кейс, который приглашает детей поиграть вместе с ним в игры познавательного характера : «Найти домик заблудившейся цифре», «Расставить геометрические фигуры». У каждого ребенка есть пакет «Мои секретики», в котором может быть интересное задание познавательного характера : «Угадай по описанию, кто спрятался в книжке», «Найди по схеме, где находится твоя любимая игрушка» и т. д.
Для развития познавательного интереса детей акцент в среде сделан на сменяемость материала в зависимости от изучаемых лексических тем, что обеспечивает новизну используемых дидактических пособий. Например, тема «Растения огорода» : в группе появился макет огорода, где представлены грядки с разными растениями; лэпбук «Что растет на огороде», экологический театр «Урожайный», а также магазин с муляжами овощей. Дети, используя данные пособия и игры учились зрительно-двигательному способу обследования предмета, выделяли цвет, форму и размер, сравнивали предметы по выделенным свойствам; овладевали разными принципами группировки, одновременно усваивали обобщающее понятия.
На основе формирующихся действий, накапливался опыт в виде определенных навыков, что способствовало развитию понимания значимости познавательной деятельности и все более устойчивого познавательного интереса.
В РППС группы оборудован познавательный центр, который оснащен разнообразными дидактическими играми, пособиями на развитие внимания, памяти, мышления, речи («Логические таблицы», «Логический поезд», «Подходит - не подходит», «Четвертый лишний», «Найди одинаковые» Лото и Домино по лексическим темам и т. д.); игровыми материалами, макетами: «На ферме», «В лесу», «Подводный мир», «Сад-огород» и др., предметами, книгами познавательного содержания ( детские энциклопедии: «Хочу все знать», «Почемучка», «Все обо всем», серия «Моя первая энциклопедия») с закладками, которые помогают детям найти ответы на познавательные вопросы. Представлены разнообразные познавательные дорожки, стимулирующие детей к самостоятельной поисковой деятельности.
Цель познавательных дорожек- закрепление свойств объектов окружающего мира. Перед началом путешествия ребенок выбирает объект путешествия: «К кому пойдем в гости?». Затем составляет маршрут путешествия. Объектами путешествия могут быть: осенний листочек, снежинка, капелька, солнечный лучик. Во время путешествия закрепляются основные представления детей об изучаемом объекте. Они могут быть связаны с назначением, качествами, составными частями объекта. Заканчивается путешествие по познавательным дорожкам совместным проживанием чувства радости или удовлетворения от того, что узнали что-то новое об этом объекте.
В познавательном центре есть сундучок с «секретами». «Секретом» может быть в зависимости от лексической темы предмет (плоды, семена деревьев, листья, овощ и т. д., предметная картинка, пазл, схема описания объектов, графические модели, определенных предметов, схема соотнесения предмета с его графическим изображением, флешка. Использование данного дидактического пособия способствует развитию познавательного интереса ребенка, его вопросительной деятельности, эмоциональной вовлеченности.
В РППС используются сигнальные карточки с заданиями, стимулирующие ребенка к познавательной деятельности. Одновременно используются алгоритмы, направляющие ребенка на определение познавательной задачи и выбор способов выполнения.
Группа оборудована ТСО (сенсорная панель, ноутбук, магнитофон, что позволяет использовать интерактивные игры портала «Мерсибо». Например, изучая тему «Осень» дети охотно играли в предлагаемые игры: «Что бывает осенью?», «Незнайкин огород», «Фрутогрядки» «Поехали на рыбалку».
Наряду с этим использовалась подборка игр, разработанная совместно с педагогами группы, такие игры как «Овощи – фрукты», «Здравствуй, Новый год!». Совместно с педагогами группы разрабатываем интерактивные игры, позволяющие стимулировать мыслительную деятельность, закреплять изученный материал по пройденным темам.
Удивление – важная способность ребё нка: оно питает его познавательный интерес. С этой целью в группе оснащен центр опытно-исследовательской деятельности. В центре представлены различные коллекции (ракушки, минералы, неструктурированные материалы, карточки-схемы, модели, макеты, мнемотаблицы, оптические приборы (микроскоп, лупа, песочные часы, чашечные весы, алгоритмы проведения элементарных опытов (свойства почвы, состояния воды, минералов, движение воздуха). Алгоритм проведения опытов включает в себя следующие компоненты:
1. Определение цели опыта (эксперимента);
2. Подбор необходимых средств;
3. Определение последовательности действий;
4. Получение результата.
Любое проявление детской активности, любознательности поощряется и поддерживается.
В группе оснащен и центр детского творчества, где детям предоставляется возможность применить полученные знания в творческих заданиях. Мы опираемся на ситуативный познавательный интерес, т. е. интерес к конкретной деятельности, к определённому познавательному материалу. Дети с удовольствием «наполняли» баночки с зимними заготовками, создавали поделки из природного материала, используя алгоритмы, украшали ими группу, дарили родителям.
Организуя РППС, осуществляли индивидуально-дифференцированный подход, подбирая игровой материал с учетом уровня освоения ребенком АООП. Даем возможность каждому ребенку ощутить радость роста своих сил. Для этого используем адресные игры, на которых указан уровень сложности игры, планшеты с индивидуальными заданиями. Для знакомства с вопросом, как формой получения информации и активизации речевой поисковой активности, предлагаем детям карточки-опоры для построения вопросительных конструкций разного типа. Вопрос визуализируется, ребенок «оречевляет» картинку, строит вопросительное предложение; сначала о сенсорных свойствах предмета, затем вопросы поискового характера со словами «почему», «зачем».
Поощряем желание ребенка вести наблюдение и фиксировать его результаты в дневничке наблюдателя.
Реализуя второе и третье (формирование положительного отношения к процессу познания) условия, для возникновения познавательного интереса и для установления преемственности, организовали взаимодействие с родителями. Обучаем родителя быть носителем информации, демонстратором способов её получения и способов обработки.
Провели следующие консультации:
«Какие игры помогут развивать познавательный интерес вашего ребенка»
«Какие «умные» игрушки нужны вашему ребенку?» (адресная консультация)
«Лэпбук- что это?»
Интернет-консультация «Развитие у ребенка наблюдательности по дороге в детский сад»
«Как составить презентацию вместе с ребенком» (адресная консультация)
Вовлекли родителей в проектную деятельность, результатами нашего сотрудничества стали:
- презентации «Осень в Автозаводском районе», «Как деревья к зиме готовятся», «Такая разная осень», «Мои зимние открытия», «Волшебница зима», «Зимующие птицы», «Мой любимый питомец» и др. ;
-лэпбуки по темам «Деревья и кустарники», «Овощи», «Фрукты», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
-выставки творческих работ.
Для поддержания возникающих познавательных интересов у детей, педагоги совместно с родителями обогащают РППС и на территории дошкольного учреждения в зимний и летний период.
Результаты проведенной работы по созданию условий для развития познавательного интереса у старших дошкольников с ЗПР.
В конце учебного года была проведена вторичная диагностика. Цель – выявить динамику в формировании познавательного интереса май 2019
уровни: 1-0; 2-0; 3-7; 4-5; 5-4.
В организованной совместной деятельности у детей появились вопросы познавательного характера, оценочные высказывания. Возникло желание участвовать в совместном решении познавательных задач. Появилось положительное эмоциональное восприятие при общении с педагогами и сверстниками и предметно-развивающей средой.
Эффективность подтверждается тем, что дети переносят приобретенные знания и навыки в практическую, самостоятельную продуктивную деятельность, в дидактические и сюжетные игры.
Литература:
1. Э. А Баранова. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Практикум по психодиагностике. СПб. : Речь 2005. 128 с.
2. Э. А Баранова. «Исследования познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников» //Вестник Мининского университета 2014 №3//
3. Ю. Ю. Березина Критерии развития познавательного интереса
у детей дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 8//.
4. А. М. Вербенец «Использование моделирования в процессе развития познавательной активности у старших дошкольников» // Детский сад: теория и практика 2011-№3//
5. У. В. Ульенкова «Дети с задержкой психического развития» Н. Новгород: НГПУ, 1994, 230 с.
6. С. Г. Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР» Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - М. : Школьная пресса, 2005.- 80 с.
7. Г. И. Щукина «Проблема познавательного интереса в педагогике» М. :1971