Наталья Каргина
Создание условий для развития мышления, памяти и внимания у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
«Создание условий для развития мышления, памяти и внимания у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством мнемотехники на занятиях по развитию связной речи»
СЛАЙД 2
Публикация «Создание условий для развития мышления, памяти и внимания у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение
и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
Развитие речи – это самый сложный вид деятельности. А как добиться, чтобы при развитии речи память, внимание и мышление тоже развивались? Как сделать так, чтобы эти качества развивались в совокупности?
Сегодня я хочу рассказать про одну из методик для развития внимания, памяти, мышления и речи – мнемотехнику, и познакомить с использованием этого метода.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
СЛАЙД 3
Цель обучения с ее применением – развитие речи, памяти разных видов : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания, воображения.
Главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр.
Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний.
СЛАЙД 4
Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
У детей важно развить наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна.
А чтобы у детей развивалось богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, надо учить его «читать» графическую аналогию.
Графическая аналогия – умение обозначить каким-то символом реальный образ, т. е. пользоваться «заменителями».
Если цель работы с мнемотаблицей – развитие речи, памяти, сокращение времени обучения, то на занятиях используются готовые мнемотаблицы. Целью работы дефектолога является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, поэтому в работе с мнемотаблицами на первое место я поставила развитие психических процессов.
СЛАЙД 5
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, работа начиналась с использования простейших мнемоквадратов (мы учились соотносить слово с образом, последовательно перешли к мнемодорожке (учились зарисовывать картинки на каждое словосочетание, предложение, и позже - к мнемотаблицам (на каждое слово или маленькое словосочетание придумывалась картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически).
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком.
СЛАЙД 6
Данные приёмы мнемотехники включаю на занятия с детьми по развитию речи.
Таблицы дети составляли самостоятельно, просто зарисовывая карандашами ассоциативные образы. Но, рисуя мнемотаблицу, нельзя забывать, что за кажущимся беспорядком в нагромождении различных изображений должна прослеживаться единая связующая нить задуманной цели.
СЛАЙД 7
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно
1)Чтение потешки (четверостишия, выделение важных моментов.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая ассоциируется со словами текста.
Например, нам нужно создать мнемотаблицу для четверостишия :
В ясном небе солнце светит, космонавт летит в ракете.
Как видите изображение этой таблицы: небо, солнце, космонавт, ракета леса, поля, земля.
СЛАЙД 8,9
Дети с большим желанием придумывали свои графические образы к стихам. Отсюда можно сделать вывод, что человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников.
СЛАЙД 10
А сейчас я предлагаю вам составить мнемотаблицу на небольшое четверостишие:
Посмотри-ка, папочка!
Ой! Какая бабочка!
Сколько чёрточек и точек!
На цветке сидит… цветочек!
Литература:
1. Т. В. Большева: Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемохотехники. Издательство: Детство-Пресс, 2005 г. Серия: Библиотека программы "Детство"
2. Т. Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс,2010
3. В. А. Козаренко Учебник мнемотехники Москва 2007г.
4. Сайт Mnemonikon (https://www.mnemotexnika.narod.ru)