Папки-передвижки

Создание условий для развития мышления, памяти и внимания у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством мнемотехники

Наталья Каргина
Создание условий для развития мышления, памяти и внимания у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством мнемотехники

СЛАЙД 1

«Создание условий для развития мышления, памяти и внимания у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством мнемотехники на занятиях по развитию связной речи»

СЛАЙД 2

Публикация «Создание условий для развития мышления, памяти и внимания у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством мнемотехники» размещена в разделах

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение

и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

Развитие речи – это самый сложный вид деятельности. А как добиться, чтобы при развитии речи память, внимание и мышление тоже развивались? Как сделать так, чтобы эти качества развивались в совокупности?

Сегодня я хочу рассказать про одну из методик для развития внимания, памяти, мышления и речи – мнемотехнику, и познакомить с использованием этого метода.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

СЛАЙД 3

Цель обучения с ее применением – развитие речи, памяти разных видов : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания, воображения.

Главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр.

Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний.

СЛАЙД 4

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.

У детей важно развить наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна.

А чтобы у детей развивалось богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, надо учить его «читать» графическую аналогию.

Графическая аналогия – умение обозначить каким-то символом реальный образ, т. е. пользоваться «заменителями».

Если цель работы с мнемотаблицей – развитие речи, памяти, сокращение времени обучения, то на занятиях используются готовые мнемотаблицы. Целью работы дефектолога является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, поэтому в работе с мнемотаблицами на первое место я поставила развитие психических процессов.

СЛАЙД 5

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, работа начиналась с использования простейших мнемоквадратов (мы учились соотносить слово с образом, последовательно перешли к мнемодорожке (учились зарисовывать картинки на каждое словосочетание, предложение, и позже - к мнемотаблицам (на каждое слово или маленькое словосочетание придумывалась картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически).

После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком.

СЛАЙД 6

Данные приёмы мнемотехники включаю на занятия с детьми по развитию речи.

Таблицы дети составляли самостоятельно, просто зарисовывая карандашами ассоциативные образы. Но, рисуя мнемотаблицу, нельзя забывать, что за кажущимся беспорядком в нагромождении различных изображений должна прослеживаться единая связующая нить задуманной цели.

СЛАЙД 7

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно

1)Чтение потешки (четверостишия, выделение важных моментов.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая ассоциируется со словами текста.

Например, нам нужно создать мнемотаблицу для четверостишия :

В ясном небе солнце светит, космонавт летит в ракете.

Как видите изображение этой таблицы: небо, солнце, космонавт, ракета леса, поля, земля.

СЛАЙД 8,9

Дети с большим желанием придумывали свои графические образы к стихам. Отсюда можно сделать вывод, что человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников.

СЛАЙД 10

А сейчас я предлагаю вам составить мнемотаблицу на небольшое четверостишие:

Посмотри-ка, папочка!

Ой! Какая бабочка!

Сколько чёрточек и точек!

На цветке сидит… цветочек!

Литература:

1. Т. В. Большева: Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемохотехники. Издательство: Детство-Пресс, 2005 г. Серия: Библиотека программы "Детство"

2. Т. Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс,2010

3. В. А. Козаренко Учебник мнемотехники Москва 2007г.

4. Сайт Mnemonikon (https://www.mnemotexnika.narod.ru)

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития мышления, памяти и внимания у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством мнемотехники
Опубликовано: 8 мая 2022 в 16:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для развития мышления, памяти и внимания у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Каргина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД