Людмила Стеблецова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста от 2 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста играет очень важную роль в развитии ребёнка. Среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть своего времени. Поэтому очень важно, чтобы среда в группе была развивающей.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста от 2 до 3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
В раннем возрасте интенсивно развивается центральная нервная система ребенка, формируется мозг («учится» отражать окружающий мир, психика - как отражательная способность мозга. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у маленького ребенка эмоциональный отклик, а так же активизирующий слух, зрение, тактильную чувствительность, т. е. все виды восприятий.
Цель создания развивающей среды в моей группе – это обеспечение системы условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности. При создании среды развития я исходила из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде : антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Предметно – пространственный мир включил в себя разнообразие предметов, объектов социальной деятельности.
Подбор материалов, особенности его размещения носят научно – обоснованный характер, учитывают психологические особенности развития детей раннего возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. Предметную среду я проектировала в соответствии с той ООП ДО, согласно ФГОС ДО. Таким образом развивающая предметно-пространственная среда моей группы выполняет образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Особенное влияние развивающая предметно – пространственная среда оказывает на развитие игровой деятельности ребёнка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, однако именно в период раннего развития зарождается сюжетно-ролевая игра. Поэтому все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развернутые и содержательные сюжеты.
В группе имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр.
Предлагая детям поиграть в сюжетные игры, я способствую развитию желания играть вместе со сверстниками, а так же формирую начальные навыки ролевого поведения (понимать роль в игре).
Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты и желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и т. д., а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой.
Зона двигательной активности.
Потребность в движении является важной задачей при организации развивающей предметно-пространственной среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей.
В игровом обиходе детей также находятся различные строительные материалы. При сооружении различных построек ребенок ищет способы расположения и соединения деталей. В группе имеются легкие детали различных геометрических форм для строительства построек. Ценность крупных легких строительных деталей в том, что малыши, действуя с ними, разнообразно перемещаются по всей комнате. С огромным удовольствием сооружают вместе со мной поезда и корабли и отправляются в путешествие.
Центр «Песок-вода»
В центре «Песок-вода» дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, я знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.
Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый - холодный, сухой - мокрый, тонет не тонет, пустой - полный и многое другое.
В уголке природы подобраны растения в соответствии с возрастом детей, которые размещены на уровне роста детей. Это позволяет детям наблюдать за тем, как ухаживают за цветами взрослые. Имеется всё необходимое оборудование для ухода за растениями, календарь погоды, настольные игры, детская художественная литература с красочными иллюстрациями, которые позволяют малышам замечать красоту природы в разные времена года, предметные картинки различных серий.
Так как развитие активной речи является основной задачей раннего возраста, то в книжном уголке подобраны предметные и сюжетные картинки, наборы сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок. Наши малыши любят, когда я читаю с ними книги и рассматриваю картинки.
Уголок ИЗО
Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки.
Дидактический стол
Дидактический стол использую для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняем. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов.
Музыкальный центр
Здесь есть такие музыкальные инструменты: металлофон, гармошка, пианино, балалайки, бубны, погремушки, колокольчики, трещотка. Создана картотека музыкально-дидактических игр, сюжетные и предметные картинки с изображением музыкальных инструментов которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма.
Театральный уголок
Своих воспитанников я знакомлю с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров : картинки (сюжетные и предметные) для фланелеграфа, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо, театр резиновых игрушек, волшебный сундучок. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Развивающая предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для развития : ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д. ; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.