Татьяна Корепанова
Создание предметно-развивающей среды в группе «Непоседы»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно-развивающей среды
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды в группе „Непоседы“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» февраль 2017
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Предметно-развивающая среда - естественная, комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами; среда, позволяющая одновременное включение познавательно-творческой деятельности всех детей группы. Предметно-развивающая среда должна быть яркой, познавательной, эстетичной, поучительной, гармоничной, доступной, с учетом потребностей и интересов детей.
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:
Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании.
Принцип уважения к мнению ребенка. Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворять.
Принцип функциональности означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.
Принцип опережающего характера содержания образования. Правомерно, что воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15 % материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год).
Принцип динамичности/статичности среды. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений.
Принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего "Я".
Создавая развивающую среду, нужно стараться оформить групповые комнаты, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. Нужно организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.
Предметно-развивающую среду конкретно в своей группе нам с коллегой пришлось создавать, как говорится, «с нуля». Сад новый, только что отстроенный; группы большие, светлые, красивые. Да – стояли шкафчики; да – были куклы, конструкторы, машинки, книжки; да – на полу лежали ковры; но предметно-развивающей среды как таковой не было. Пришлось приложить немало усилий как с нашей стороны, так и со стороны родителей, чтобы получить за несколько месяцев то, что получилось. Конечно, это ещё не всё, нам многое ещё предстоит, но мы с коллегой полны фантазии и энтузиазма, чтобы наша группа имела необходимую предметно-развивающую среду.
Предметно-игровая среда группы «Непоседы» МАДОУ № 92 г. Ижевска Удмуртской Республики организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
Это наш игровой уголок для девочек – «квартира», «дом».
Здесь есть замечательная кухня, которую нам сделали при помощи родителей; пластиковые ширмы для разделения пространства на комнатки/квартирки, также выполненные родителями; этажерка с пелёнками, постельным бельём, кукольной одеждой. Тут же находится и уголок с одеждой для ряженья.
Рядом с уголком для девочек находится уголок для чтения или так называемая библиотека. Там стоит диван, приобретенный нашими родителями, и шкафчик с книгами. На этом диване детки могут отдыхать не только с книгой, но и просто посидеть и даже полежать. А ещё они встают на диван, чтобы понаблюдать из окна.
Далее следует парикмахерская, мебель для которой появилась опять-таки благодаря родителям. Различные бутылочки из-под шампуней, духов, косметики являются расходным материалом и постоянно периодически меняются на новые. Дети с удовольствием разглядывают новые бутылочки и нюхают, чем они пахнут. На нижней полочке лежат шляпки, шкатулки с бусами, ободки и заколки для создания различных образов.
Рядом с парикмахерской уголок «Больница», предметы в котором (ширма, этажерка для инструментов и «лекарств», халатики для врачей, скамейка) появились благодаря родителям. Бутылочки из-под лекарств так же меняются периодически.
Далее следует шкафчик, в котором «живут» разнообразные конструкторы. В шкафчике имеются две открытые полочки, на одной из которых пока расположены мягкие игрушки, на другой фигурки животных. В планах – создать на этих полках кукольный театр и полноценный зоопарк с заборчиками, деревьями.
Далее следует уголок для мальчиков, до конца пока не оформленный. На полу лежит замечательный ковер с дорожками, на котором мальчишки с удовольствием гоняют маленькие машинки. Ковер нам подарили родители. Также родители сделали нам замечательную бензозаправку. В этажерках пока лежит конструктор, инструменты, машинки. Рядом столик для экспериментов, используемый временно как гараж. В планах – сделать полноценные уголки «гараж», «мастерская», ряженья для мальчиков, центр экспериментирования.
Далее идут шкафчик и этажерка для хранения различных настольных игр, развивающих и логических игр, для хранения бумаги, карандашей, красок. Со временем это всё разовьется в полноценные уголки «изоцентр», «учебный центр», «развивай-ка».
Для уединения, чтобы полистать любимую книжку и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, в нашей группе можно использовать ширмы и пуфики. Переносные ширмы могут служить и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.
В своей работе мы с коллегой стремимся к тому, чтобы:
предметный мир обеспечивал реализацию потребностей каждого ребенка;
предметно-пространственная среда обеспечивала «зону ближайшего развития» ребенка, которая способствовала бы развитию творческих задатков у детей и стала составным компонентом обучения;
среда обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накопление социального опыта;
предметно-пространственная среда выступала условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;
развивающая среда способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
К сожалению, в нашей группе ещё нет таких уголков, как «уголок природы», «спортивный уголок», «музыкальный уголок». Но всё ещё впереди. Мы многое уже сделали совместно с родителями, но ещё больше нам предстоит сделать для того, чтобы предметно-развивающая среда в нашей группе была полноценной и отвечала требованиям Федерального государственного стандарта.