МААМ-картинки

Создание развивающей игровой среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС до

Татьяна Щербинина
Создание развивающей игровой среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Создание развивающей игровой среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО

В настоящее время образование становится качественно иным: оно ориентируется не столько на запрос государства, сколько на учет запросов всех участников образовательных отношений, включая изучение образовательных потребностей обучающихся и их индивидуальных особенностей.

Публикация «Создание развивающей игровой среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах

Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Основной целью образовательного учреждения является осуществление коррекционно-развивающей деятельности и создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.

В начале учебного года педагоги группы проводят комплексную диагностику индивидуального развития детей. Воспитатель в ходе наблюдений изучает и выявляет интересы, потребности, склонности воспитанников к разным видам детской деятельности. Учитель-логопед обследует познавательно-речевое развитие детей. Количественный и качественный анализ результатов мониторинга на начальном этапе коррекционной работы показывает, что низкий уровень развития всех компонентов речевой системы имеют более 90% детей в возрасте четырех лет. Экспрессивная речь детей с общим недоразвитием речи служит средством общения лишь в особых условиях. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, не сопровождают рассказом игровые ситуации, что обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Таким образом, возникает необходимость создания развивающей среды, обеспечивающей возможности для позитивной социализации, речевого и личностного развития каждого ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Организация развивающей игровой среды предполагает зонирование пространства группового помещения. Всё оборудование и материалы размещаются в так называемых «центрах», принципом отбора которых выступает полнота различных видов детской деятельности.

В логопедической группе созданы центры для сюжетно-ролевых, строительных игр, исследовательской, творческой деятельности, а также уголок любимых книг и уголок уединения. Виды центров в течение года изменяются в зависимости от интересов и потребностей детей, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости.

Одним из средств взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя является речевой центр. Зона речевого развития соответствует общему оформлению группы и наполнена дидактическими пособиями, наглядным материалом. Содержание речевого уголка включает:

- зеркало для выполнения артикуляционной гимнастики;

- пособия для выработки направленной воздушной струи;

- шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты для развития фонематического слуха; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа, схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка;

- мелкие игрушки, предметные, сюжетные картинки, различные виды театров, логопедические альбомы для автоматизации звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, логопедическое лото;

- сухой бассейн, камешки Марблс, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, мозаики, игры-шнуровки для развития мелкой моторики;

- сюжетные картинки, мнемотаблицы, иллюстрации для развития связной речи.

Совместная деятельность с воспитателем и сверстниками в речевом центре позволяет ребенку закреплять речевые навыки не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие активности и самостоятельности, формирует чувство защищенности.

Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку, предоставляет ребенку свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе.

Реализация педагогами технологии развивающих игр способствует развитию у детей дошкольного возраста воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, усвоения сенсорных эталонов. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, а также обогащают словарный запас прилагательными (красный, синий, круглый, треугольный, квадратный). Выкладывание фигуры животного, предмета может сопровождаться стихотворением, которое ребенок в процессе игры заучивает.

В онтогенезе, усваивая язык как общественно фиксированную систему, ребенок одновременно с языком овладевает логической формой и операциями мышления. Игры Воскобовича направлены на развитие способности к анализу, синтезу и формирование причинно-следственных связей. С помощью одной игры решается большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Эффективным средством интеллектуального развития дошкольников с ТНР является технология ТИКО-моделирования, реализация которой может происходить во всех образовательных областях.

В течение дня дети часто выступают инициаторами различных игр. В этом случае педагоги поддерживают инициативу и в игровом взаимодействии с ребенком стимулируют речевую и познавательную активность. Если у ребенка отсутствует речь, то педагог сам оречевляет все действия и привлекает малыша к соучастию в драматизации сказки, в сюжетно-ролевой игре, в строительстве башни и т. п.

Опыт использования компьютерных программ ( портал Мерсибо: интерактивные игры для детей) показал, что применение информационных технологий в коррекционно-развивающей работе повышает интерес детей к логопедическим занятиям, ускоряет процесс закрепления речевых навыков, способствует развитию познавательных способностей.

Сейчас мы вместе с детьми осваиваем развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением. Данный комплекс применяется с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания, при ДЦП для развития направленных мануальных действий. Программное обеспечение предназначено для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на интерактивной доске и формирование сигналов обратной связи.

К концу учебного года наблюдается положительная динамика в речевом развитии каждого ребенка. Дети активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми, участвуют в совместных играх. Словарный запас детей значительно обогатился, формируется фразовая речь, которая служит средством общения. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них.

Таким образом, правильно организованная развивающая среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, а также способствует реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию и индивидуальных особенностей.

Литература

Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А.

Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28» «Организация предметно-развивающей.

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС  .

Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) У наших родителей золотые руки! Нашим родителям не до скуки: В цветнике красоту наводили, Красивые цветы посадили. Прохожих работой своей.

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОСАнализ предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулки с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают,.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд 2. С учетом современных требований к предметно-пространственной среде я пересмотрела подход.

Презентация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС  В нашей группе предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОССоздание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Авторы: Семенова Е. С, Матвеева А. С. Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: В нашу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей игровой среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 19:40
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание развивающей игровой среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щербинина (УИ 298654) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД