Анна Шалимова
Метод синквейн в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи дошкольников в современном обществе становится всё более актуальной. Психологи и педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети не умеют составлять рассказ по картинке или пересказать прочитанное. Именно поэтому ведущей задачей дошкольного образования является развитие связной речи. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Очень важно, чтобы процесс обучения был увлекательным для детей.
Публикация «Метод синквейн в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи дошкольников является «синквейн». Он помогает исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать. Традиционный синквейн, как жанр поэзии в начале 20-ого века разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японской поэзии. У синквейна много разновидностей (традиционный, обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, корона, гирлянда синквейнов, но в педагогической деятельности особо популярным стал так называемый «дидактический синквейн». В отличие от остальных видов, в дидактическом синквейне текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической.
Дидактический синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочку.
В первой строке – обозначается тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего это одно слово (существительное или местоимение, редко - небольшое словосочетание.
Вторая строка - два слова (прилагательные или причастия, которые описывают свойства и признаки данного предмета или явления.
Третья строка - три слова (глаголы, которые описывают действия, характерные для данного явления или объекта.
Четвертая строка - фраза или предложение по заданной теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
Последняя пятая строка – одно слово (существительное, выражающее чувства, ассоциации, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне, синоним к заданной теме.
Следует также отметить, что строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна при работе с дошкольниками необязательно. Например, в четвёртой строке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.
Знакомство детей с данным приёмом следует проводить в несколько этапов начиная со старшего дошкольного возраста, так как составление синквейна требует от ребенка определённой подготовки. А педагог должен тщательно продумать и распланировать свою работу.
Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:
иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
владеть понятиями: слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак,
научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
владеть навыком обобщения,
согласовывать слова в предложении,
правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Всему этому дошкольники обучаются во время первого подготовительного этапа. Ему уделяется большое внимание. На данном этапе создается платформа для последующей работы над синквейном.
II этап – основной. Дети знакомятся с алгоритмом составления синквейна, формируется первоначальное умение составлять синквейн с помощью педагога.
III этап –практический. На данном этапе формируется и совершенствуется умение самостоятельного составления дидактического синквейна.
Метод синквейн можно использовать на индивидуальных или групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, которые уже умеют писать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему или с при помощи наводящих вопросов. Можно предложить родителям совместно с ребенком дома составить синквейн и провести презентацию в группе.
Во время работы над созданием синквейна с дошкольниками могут использоваться следующие варианты заданий:
- составьте синквейн по заданной теме; Дошкольникам предлагается конкретная тема, из которой они сами могут выбрать отдельное слово и по нему составлять синквейн такжне можно составить синквейн по всей лексической теме.
- составьте небольшой рассказ по готовому синквейну; Дошкольникам предлагается уже готовый синквейн на конкретную тему. Они должны основываясь на нем составить краткий рассказ, используя при этом слова и фразы, входящие в данные синквейн.
- составьте синквейн по прослушанному рассказу; Дошкольникам предлагается прослушать литературное произведение, затем они могут выбрать какого-то отдельного персонажа и по нему составить синквейн, учитывая содержание прослушанного. Так же можно составить синквейн ко всему произведению целиком, используя его название в качестве темы в первой строке.
- найдите ошибку/неточность в синквейне и исправьте ее; Дошкольникам предлагается готовый синквейн, который содержит в себе какую-то смысловую ошибку. Задача детей найти и исправить эту неточность.
- отгадайте синквейн-загадку. Дошкольникам предлагается синквейн, в котором пропущена первая строка. Дети должны основываясь на содержании синквейна отгадать его тему.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и его закреплении, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выделять главное, выработке способности к анализу, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Синквейн – это просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.