МААМ-картинки

Роль сказки в речевом развитии дошкольников

Елена Добрянцева
Роль сказки в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сказки в речевом развитии дошкольников

1. Информация об опыте

Тема опыта: "Роль сказки в речевом развитии дошкольников".

Публикация «Роль сказки в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

Сведения об авторе. Условия возникновения опыта. Актуальность опыта. Актуальность опыта определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге "От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка". Поэтому в качестве литературного материала для исследования проблемы речевого творчества в старшем дошкольном возрасте мною были использованы русские сказки, прежде всего волшебные. Поиск путей формирования самостоятельности в речевом творчестве старших дошкольников на основе знакомства с русскими волшебными сказками стал целью моего исследования.

Основная идея опыта:

Предполагаем, что основу способности к сочинению сказок в старшем дошкольном возрасте составляет взаимосвязь ее компонентов, что будет являться структурой способности:

1-ый компонент: Придумывание сказки - умение ребенка отличить сказку как жанр от других жанров, почувствовать особенности ее стиля, языка, а также знание ее композиционного состава (построения) и видов (классификация по признакам).

2-й компонент: Развитая наблюдательность и память на образы сказок (персонажей, сюжетику).

3-й компонент: Связная выразительная речь, ее грамматическая оформленность, необходимый для сочинения сказок словарный запас.

4-й компонент: Склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок.

5-й компонент: Наличие оригинальной фантазии, склонность к выдумкам, как незаменимое условие при придумывании сказок.

Предполагаем, что в ярком проявлении эти компоненты одновременно могут и не просматриваться у ребенка, практически их наличие может сводиться к 2-3 компонентам с одной стороны, а с другой - могут быть и исключения.

Педагогическими условиями формирования способности к сочинению сказок будут являться :

- Благоприятные среда, способствующая словесному творчеству (оформление групповой комнаты или кабинета "В гостях у сказки", наличие всех видов театра и прочее);

- Эмоционально - положительное и культурно - этическое общение педагога и детей по поводу фольклора;

- Активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.

- Наличие специальной методики работы и программы по формированию способности к сочинению сказок.

Длительность работы над опытом Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса (занятия, экскурсии)

Теоретическая база опыта В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества в последнее время стала весьма актуальной и животрепещущей темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Обращенность к историческим духовным ценностям, традициям русского народа в настоящий момент приобретает широкий размах в среде педагогов и психологов. Разумное внедрение в быт, в различные виды деятельности некоторых элементов народности (изобразительное творчество, словесное) в том числе и знакомство со сказками, должно носить целенаправленный, последовательный характер.

На это в свое время обращали внимание видные ученые деятели прошлого: Е. И. Тихеева, А. П. Усова, К. Д. Ушинский и другие.

В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, а также педагогов Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение, становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный период.

В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) / Л. В. Ворошнина, М. М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А. Е. Шибицкая и другие /. Еще ранее (к 2 - 3 годам) - интерес к звучащему слову, что получило название феномена "словотворчества" (по К. И. Чуковскому).

Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности "словотворить" отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое "произведение", похожее на сказку, рассказ или стихотворение.

Анализ научно - педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора /Н. С. Карпинская, Н. А. Орланов а, Н. М. Пьянкова, О. С. Ушакова и другие/. Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин.

"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К. Д. Ушинский.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т. С. Комаровой, Н. М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С. И. Букатина, Ш. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.); игровой (Т. А. Антонова, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки /Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок - цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л. Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие).

Эти и другие педагоги - исследователи отмечают незаурядные возможности детей старшего дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов знакомых сказок или героев / Л. И. Божович, A.M. Бородич, М. М. Рыбакова, А. Е. Шибицкая и другие).

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это "сочинение" действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.

Ценность процесса сочинительства сказки ребенком - в его субъективной новизне (Т. С. Комарова, Е. А. Флерина и другие, поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование на мой взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества.

Ученые подчеркивают, что главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман /A.M. Бородич, В. А. Сухомлинский и другие)/. Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.

Данные этих и других исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, можно увидеть уже в дошкольном возрасте.

Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно - речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.

Цель исследования состояла в том, чтобы определить содержание и методы речевого развития дошкольников путём формирования способности к сочинению сказок у детей 6-7 лет на основании определения сущности и структуры этой способности.

Полученные в ходе исследования педагогические выводы и обобщения могу явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области, а выявленные показатели и критерии оценки способности и условия ее становления открывают новые возможности в области обучения детей сочинительству сказок, историй. Практическая значимость исследования определяется тем, что указанные методы речевого развития разработаны и апробированы в практике работы дошкольного учреждения.

Задачи:

Определить уровень развития творческих речевых способностей дошкольников, выявить наличие интереса к русским волшебным сказкам.

На основе изучения психолого-педагогической литературы проследить взаимосвязь творческого рассказывания и литературного опыта детей.

Разработать и апробировать систему педагогических воздействий на творческое рассказывание детей с целью активизации воображения и развития связной речи.

Методы:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности;

- педагогический эксперимент;

- тестирование (диагностическое обследование) детей, анкетирование педагогов и детей;

- записи детских сказок,

- анализ продуктов творческой деятельности (сказок по уровням их сочинения).

2. Технология опыта

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя бы с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями – о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.

Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

Так, развитие речевого общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Комплексный подход к воспитанию детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, воспитателей, специалистов, врачей и, несомненно, важная роль отводится семье.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги.

Организация специальных занятий по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.

Формирование этого процесса можно успешно провести, используя метод сказотерапии, созданного петербургскими авторами Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает “забота о душе”).

Методом сказотерапии возможно решение следующих задач:

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Сказки делятся на несколько групп:

сказки о животных;

сказки о взаимодействии людей и животных;

сказки-притчи;

бытовые сказки;

сказки-страшилки, истории о нечисти,

заветные сказки;

волшебные сказки и другие.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

В ходе занятий по речевому развитию осуществлялись следующие основные виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.

4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

5. Рисование сказок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).

7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

Пластические импровизации на тему сказок.

Мы, педагоги детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста.

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, язычка.

Параллельно с данной работой проводилась артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Все упражнения проводились по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию.

Педагог-воспитатель должен сам:

правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;

ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё;

уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе;

видеть и исправлять характер движений у детей;

стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и учащихся;

слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

3. Результативность опыта

В ходе проведения опыта проводились комплексы упражнений по артикуляционной гимнастике, с использованием материала по устному народному творчеству.

Программа исследования "Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла. " рассчитана на 4 недели.

На первом занятии показ упражнений артикуляционной гимнастики проводит сам педагог, выполнение заданий идё т синхронно: дети и педагог.

На втором занятии - показ может проводить педагог, а выполнять задания дети могут самостоятельно подсказкой педагога).

На третьем занятии – показ может проводить кто-то из детей подсказкой педагога) – а выполнять задания дети могут сами подсказкой ребёнка-ведущего).

На четвёртом занятии – и показ, и выполнение заданий могут проводиться только детьми.

Основные этапы, формы и методы работы со сказкой Педагогические задачи:

1). Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.

2). Активизировать словарь через диалоговую речь.

3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.

4). Формировать навыки пересказа : понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т. д.

Мотивация:

1). Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - "О чем эта сказка? Давайте заглянем?").

2). Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям.

3). Загадка. "Поищем отгадку в сказке".

Приемы и методы (рассказываем сказку) :

1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т. п.)

2). Герой сказки (игрушка).

3). Волшебный сундучок ("рассказывают" предметы).

4). Фланелеграф (рассказываем и показываем).

Все занятия проходят как игра-сказка, без дополнительных объяснений, только по показу действий.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте; развивать эмоции детей; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.

Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке, цветные карандаши, лист бумаги, кукла лиса.

Словарная работа: затылок, растопырил, домовничал.

Вступительная часть. Загадка о лисе:

Сама рыжевата Мордочка плутовата Ей не надо пирожка Ей бы скушать петушка (лиса).

Сюрпризный момент. У воспитателя заготовлена мягкая игрушка лисичка. При отгадывании воспитатель показывает лисичку. Дети её рассматривают, гладят, описывают.

Ребята скажите, пожалуйста:

- А какие вы знаете сказки о лисе?

- Где встречается лиса? "Колобок", "Теремок", "Лиса и медведь", "Заюшкина избушка", "Морозко".

А сегодня я расскажу новую сказку, где тоже встречается лиса. Сказка называется Жихарка.

Рассказывание сказки. Проводится физкультминутка.

"Хитрая лисичка"

Хитрая лисичка

Вышла погулять.

Захотелось ей

Кого-нибудь поймать –

Или птичку, или рыбку

Или зайку, или мышку,

Но птички улетают,

Рыбки уплывают,

Зайки убегают,

Мышки прячутся в нору. Дети ходят по кругу,

выполняют упражнение Лисичка.

Хлопают в ладоши,

затем сцепляют пальцы в "замок".

Выполняют упражнение

Птичка, а затем Рыбка.

Выполняют упражнение

Зайчик, а затем Мышка.

Разводят руки в стороны.

Выполняют упражнение

Птичка, двигая скрещенными руками по кругу.

Выполняют упражнение

Рыбка, движение рук от себя.

Выполняют упражнение

Зайчик, движение рук от себя.

Хлопают в ладоши за спиной.

Беседа о сказке.

Вопросы по содержанию:

Ребята, скажите, вам понравилась сказка?

А какое место или отрывок вам понравился больше всего, расскажите.

Расскажите, ребята, каким вы представляете себе Жихарку?

Можно ли о нём сказать, что он удалец? Почему? (объяснение детей)

Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали?

Как вы думаете они грустили, переживали?

Вспомните, как про это сказано в сказке?

Творческое задание:

Ребята представьте себе, чтобы могло случиться, если бы Жихарка был пугливым и плаксой?

Как бы могла закончиться его встреча с лисой?

Вспомните какие ложки раскладывал Жихарка?

Как вы думаете, Жихарка веселый человек?

Дети давайте сегодня мы нарисуем выражение лица, которое больше всего подходит Жихарке.

Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный.

Вывод: в старину говорили, вот так (поговорка) : Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Большое значение имеют игры, направленные на развитие речи, которые позволяют детям чувствовать себя комфортно, в окружении людей, понимать и быть понятым окружающими (см. Приложение).

Выводы

1. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

2. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии с особенностями жанра сказки.

3. Воспитатели и родители не уделяют должного внимания данной проблеме.

4. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с русскими волшебными сказками, их анализа.

Публикации по теме:

Роль книги в речевом развитии детей Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста» Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы,.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии» Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей. Задачи: Познакомить родителей.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет» Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет» (средняя группа) Цель: формирование педагогической культуры родителей.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет» "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет" Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников Подготовила: Воспитатель МБДОУ д-с №4 «Солнышко» Коморная В. И. 2018г В нашей.

Роль книги в речевом развитии детей Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Роль книжки-малышки в речевом развитии ребёнкаРоль книжки-малышки в речевом развитии ребёнка В современных магазинах можно найти очень много книг, с очень интересными волшебными сказками и увлекательными историями, но книжка, которая.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 11:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в речевом развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Добрянцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД