Татьяна
Методы и приемы работы с перчаточными куклами в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи - это важный аспект в работе с любой возрастной группой, но наиболее актуально этот вопрос стоит именно в младшем дошкольном возрасте. Почему использование в работе перчаточных кукол удобно и результативно? Потому что именно театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра - главная деятельность малыша. Для ребенка театр - это всегда праздник: сказочные атрибуты, яркие огни, аплодисменты, а то, что радостно и весело воспринимается всегда лучше и легче запомнить.
Публикация «Методы и приемы работы с перчаточными куклами в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Перчаточный театр. Куклы из перчаток и варежек
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Театрализованная деятельность имеет определенные особенности в пределах каждого возрастного периода. Это связано с уровнем развития речи, игровой деятельности, театральных действий, восприятия литературных произведений.
Воспитатель рассказывает малышам знакомые и новые художественные произведения с помощью различных видов театров, привлекает их к инсценировки знакомых стихов, рассказов, сказок.
В кукольный театр невозможно играть молча, ведь ребенок становится и актером, и режиссером, и сценаристом своего спектакля, он придумывает реплики героев и озвучивает их, таким образом, игра-драматизация оказывает очень большое влияние на развитие речи ребенка.
Методы развития речи :
Касательно перчаточной куклы, мы используем наглядные методы работы, а именно опосредованные, когда объекты недоступны для наблюдения, мы знакомим детей с ними через кукол. Так же опосредованные методы в работе используются для закрепления знаний, обучения связной речи. Для последнего можно использовать не театр в целом, а какую-то одну сцену, чтобы дети объяснили, что происходит в этот момент на так называемой сцене.
Приемы развития речи :
Прием является основным элементом метода. Для развития речи активнее всего используются словесные приемы, такие как: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи и вопрос.
Немного скажу о наиболее актуальных приемах.
Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми.
Повторное проговаривание - преднамеренное и многократное повторение одного и того же речевого элемента с целью запоминания. Практикуется в повторении совместно с воспитателем
Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.
Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не констатирующий характер, но и обучающий. Оценка чаще всего касается положительных сторон речи, если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «подучиться».
Так же к этим приемам мы добавляем наглядные- показываем как раз нашу куклу, несколько кукол, которые «помогают» воспитателю вести занятие.
Итак, театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников, через занятия
дети получают образцы правильного, красивого, эмоционально окрашенного связной речи, насыщенной меткими образными выражениями, фразеологизмами;
дети употребляют разные типы речи и формы связных высказываний для решения конкретных игровых
коммуникативных ситуаций (рассуждение, объяснение, воспроизведение сказочных диалогов)
воспитанники упражняются в риторике, их речь становится более понятной, выразительной, грамматически оформленной;
Еще несколько слов о значении театрализованной деятельности:
помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
совершенствует артикуляционный аппарат
дети получают эмоциональный подъём
способствует развитию элементов речевого общения : мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
позволяет формировать опыт социального поведения
стимулирует активную речь
Немного об истории перчаточных кукол : первые перчаточные куклы появились ещё в глубокой древности и были известны как на Востоке (больше в Китае, так и на Западе (в Европе). В начале 16 века, в Италии придумали Маккус-куклу, которую назвали Пульчинеллой, что значит «петушок». И теперь он надолго поселяется на городских улицах и ярмарочных площадях. А следом появляются Полишинель во Франции и чуть позднее Петрушка в России. Большеголовый, с крючковатым носом, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. Это были самые первые куклы.