Ольга Чернова
Современные технологии в работе муз. руководителя дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные технологии в работе музыкального
руководителя дошкольного учреждения».
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Чем это обусловлено?
Прежде всего, важно понимать, каковы психологические особенности современных дошкольников. Исследователи утверждают, что нынешние дети резко отличаются от своих сверстников прошлого века. Конечно же, это вызвано изменением окружающей жизни.
Публикация «Современные технологии в работе муз, руководителя дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
С одной стороны -это научно-технический прогресс, который обусловил повышенную потребность детей к восприятию информации. У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. (вспомним, как детей с раннего возраста привлекает телевизионная реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации).
С другой стороны -страх увидеть своих детей неуспешными диктует многим современным родителям развивать ребёнка интеллектуально, и часто - в ущерб эмоциональному общению. Дефицит последнего приводит к повышенной возбудимости, тревожности и агрессии, гиперактивности.
Наконец, следует отметить, что у современных детей усилено стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры
Следовательно, цель музыкального воспитания современных детей состоит :
-в развитии эмоциональной отзывчивости,
- в удовлетворении потребности ребенка к восприятию информации,
-создании комфортных условий для творческого самовыражения
- создании условий для снижения гиперактивности, развития концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.
Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития.
Решению этих задач способствуют инновационные методы развития дошкольников.
По мнению исследователей, в частности, Натальи Горловой, доктора педагогических наук, профессора Московского педагогического городского университета, «. современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями».
Поэтому передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы. занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Ответ на этот вопрос пришел из практики. Наиболее содержательными, увлекательными и запоминающимися детьми стали занятия, проведенные с использованием интегрированных технологий.
Интеграция в педагогической деятельности служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей
Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
Так, опыт показывает, что в образовательную область «Музыка» очень эффективно интегрирование театрализованной деятельности. От простой коммуникативной игры до тематического занятия и постановки спектакля, этот метод работает над углубленным восприятием произведения, расширяет просторы творческого воображения ребенка. Например, знакомая всем игра «Море волнуется раз.» откроется совершенно по-новому, разбудит фантазию ребенка, если слова игры сопровождаются звучанием музыки Н. Римского-Корсакова (симфоническая сюита «Море» или отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане») А если еще ввести элементы декорации (ткань синего цвета, которую со всех сторон придерживают и, изображая волны, свободно колышут,игра станет ещё увлекательнее. Театральная кукла Баба –Яга своим полетом на руке ребенка-кукловода сделает впечатление от прослушанной пьесы П. И. Чайковского или М. П. Мусоргского(«Избушка на курьих ножках») ещё более ярким. Классическая программная музыка –это кладезь идей для интеграции.
Другие примеры многопланового использования интеграции в моей педагогической деятельности:
1. Проект «Мы рисуем музыку»-интеграция музыки и изобразительного искусства.
Для проведения мероприятий данного проекта использованы произведения композиторов-классиков, русских художников и поэтов. Также приглашается преподаватель художественно-эстетического отделения для проведения интегрированного занятия «Портрет мамы» со слушанием пьесы «Мама» П. И. Чайковского и рисованием портрета мамы в подготовительной группе. Интересны детям и совместные осенние прогулки-пленер с родителями,совмещенные со слушанием музыки по теме.
2. Музыка и спорт - от постановки танцев со спортивными атрибутами-до спортивно-музыкальных праздников совместно с инструктором физкультуры.
3. Музыка и познание-например,игра «Белкины орешки»- по «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. Дети отсчитывают орешки,которые используют потом как муз. инструмент для оркестра,исполняется песенка «Во саду ли,в огороде».Таким образом,в ОО «музыка» интегрируется ОО «Познание»-математика,причем музыка одноименной оперы Н. Римского-Корсакова -это тематическая основа занятия. (Фрагмент симфонического вступления «3 чуда»).
Здоровьесбережение. Тесную связь с физкультурой имеет использование здоровьесберегающих технологий в НОД «Музыка». В частности, физкультминутки и дыхательные упражнения перед пением.
Метод проектирования, который я активно применяю в своей работе -современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества. Пед. проект «Мы рисуем музыку» _наглядный пример внедрения интегрированных технологий в образовательную деятельность.
Тема патриотизма актуальна и значима в работе нашего ДОУ. Я разработала и реализовала проект по патриотическому воспитанию «Моя Россия». Дети участвовали в праздничных фольклорных мероприятиях, узнали много нового материала о народных традициях, быте предков. Ежегодно ко Дню народного единства в ноябре в нашем ДОУ проводится фестиваль «Моя Россия».На фестивале работают 4 площадки :
«Народные игры и забавы»
«Лейся,песня»
семейная «Театральная»(семейные постановки-театрализации русских народных сказок)
«Волшебные узоры»(совместное рисование детей и родителей по теме «Хохлома» и «Дымка»,выставки дымковской игрушки и хохломской посуды)
Информационно-_коммуникационные технологии помогают удовлетворить потребности ребенка к восприятию информации. Всевозможные электронные дидактические игры, тематические слайды, просмотры фрагментов опер, балетов, выступлений и т. д. используются в НОД и как предварительная работа в группе. Например, очень любимы детьми дидактические игры «Ромашковые ритмы», «Звуки вокруг нас»;мультфильмы «Детский альбом П. И. Чайковского» и «Картинки с выставки М. П. Мусоргского» ит. д. В НОД этой форме работы отводится небольшое время, главным образом в качестве поощрения.
Этот метод эффективен и в работе с родителями.
Использование ИКТ помогает убеждать родителей, объяснять им принципы муз. воспитания дошкольников и т. д. К примеру, в этом месяце в нашем ДОУсостоялся семинар для родителей одаренных детей. Убедить родителей активнее развивать способности детей мне помогла презентация, в которой отражены были преимущества дополнительного музыкального образования, наглядно показаны интегративные качества личности, которые приобретаются ребенком в результате дополнительного музыкального образования.
На фестивале нашего ДОУ «Моя Россия»мощным средством воздействия на детей и их родителей явилась презентация, которую я сделала специально для музыкального сопровождения- 1 части второго фортепианного концерта С. В. Рахманинова. Это яркий пример использования интеграции музыки и изобразительного искусства в патриотическом воспитании.
Инновационные технологии, которые я применяю в своей работе, ориентированы на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир. Благодаря инновациям созданы эмоционально – комфортные условия, способствующие развитию личностного потенциала, развивающие эмоциональную отзывчивость и побуждающие ребенка к творческому самовыражению.
Литература:
Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
Радынова, О. П. «Дошкольный возраст : как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3
Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010
Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10