Людмила Кандаурова
Внедрение технологии Марии Монтессори в предметно-развивающую среду дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного решения проблемы нашего общества, в духовно-нравственном смысле, необходимо владеть совершенно другим складом личности, творческим подходом, новым мышлением. Необходим самостоятельный человек, который способен принять решение и нести ответственность за принятое решение, свободный с чувством собственного достоинства.
В начале ХХ века система дошкольного воспитания, созданная итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори, получила широкое распространение. Она разработала методы воспитания детей с умственной отсталостью, а затем предложила применять эти методы и в воспитании здорового подрастающего поколения. Многие детские сады Европы работают на основе принципов и методов, предложенных Марией Монтессори. Эта система получила распространение и в нашей стране
Публикация «Внедрение технологии Марии Монтессори в предметно-развивающую среду дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Методика М. Монтессори – это создание педагогической системы, которая максимально приближена к той ситуации, когда ребенок обучается сам. Смысл системы в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте.
Пространственная организация среды позволила создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. Активизация разных видов деятельности дошкольника, способствовала наполнению, дополнению, обновлению, вариативности развивающей среды.
Мария Монтессори считала, что взрослый должен позаботиться о создании развивающей среды, в которой абсолютно все, что окружает ребенка, служит определенной цели.
В нашем детском саду создана функциональная предметно-пространственная среда. И она подготовлена таким образом, чтобы ребёнок мог впитывать её неосознанно, свободно проявляя себя в разнообразной деятельности.
Весь дидактический материал доступен детям, расположен на открытых полках. Материал привлекателен, прост в применении, он соответствует возрастным особенностям ребёнка, находится в единственном экземпляре, детям, одновременно захотевшим один и тот же материал, приходится договариваться, а значит вступать в социальный контакт.
Социальные контакты представляют собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги. В отличие от адаптации социализация – процесс не просто приспособления, но и процесс освоения социальных и ценностей общества, естественного использования их в качестве регуляторов поведения.
Согласно концепции Марии Монтессори среда разделена на несколько зон в соответствии с задачами развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста :
- зона для упражнений в жизненной практике,
- сенсорная зона,
- зона для развития речи, зона творческой деятельности.
Каждая зона предоставляет ребенку безграничную свободу выбора. Зоны оснащены соответствующими материалами, которые служат стимулом к развитию, имеют высокие эстетические свойства. В каждой из зон решаются задачи в рамках одного направления развития ребёнка, а также интегративные задачи. Каждый ребенок может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось заняться: счетом, сложить салфетку или закрепить лучики у солнышка.
Например, в зоне «навыков практической жизни» ребёнок учится пользоваться предметами быта, узнаёт их особенности и отличия, рассказывает об этом другим детям и взрослым, обсуждает возникающие проблемы.
Зона упражнения в жизненной практике получила большое признание у детей. Овладевая навыками практической жизни, ребенок учится пользоваться предметами быта, узнаёт их особенности и отличия, рассказывает об этом другим детям и взрослым, обсуждает возникающие проблемы, получал большое удовлетворение и наслаждение от умения пересыпать и переливать, мыть посуду, выжимать губку, убирать за собой.
Данные упражнения позволяют получать большое удовлетворение и наслаждение от умения пересыпать и переливать, мыть посуду, выжимать губку, убирать за собой. Именно в игровой деятельности помогают детям приобрести детям бесценный опыт самостоятельности, аккуратности и ответственности, развивают мышцы, которые необходимы для овладения навыками письма и речи, а так же подготавливают будущих помощниц и помощников в домашних делах.
Сенсорная зона пространства группы включает материал для развития чувств. Данный материал различается по размеру, цвету, форме, структуре поверхностей и материалов, весу, шуму и звукам.
Многие игровые материалы были сделаны самостоятельно воспитателями. В процессе работы особый интерес у детей вызвали такие развивающие игры, как «Подбери крышку», «Каждой мышке – свою дорожку», «Закрепи резинку», «Волшебные прищепки», «Воздушные шарики». Данные игры способствовали развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного восприятия. В процессе игры, ребенок учился обследовать предметы, выделяя величину, цвет, форму, проявляя при этом самостоятельность и усидчивость.
Предметно-развивающая среда группы включает творческую зону, где дети занимаются:
• рисованием мелками, гуашью, цветными карандашами;
• рисованием с использованием трафарета и нетрадиционных техник рисования;
• рисованием на манке, пшене, муке;
• лепкой из пластилина и соленого теста;
• развитием навыков склеивания и резания (аппликацией).
Деятельность в этой зоне, а также специально организованная образовательная деятельность способствуют развитию мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию мира.
Работа с материалом в зоне развития речи пополняет и совершенствует активную речь ребёнка, даёт возможность делать элементарные обобщения (игрушки, посуда, фрукты и т. д., способствует формированию связной речи.
Понятие «свобода» и дисциплина занимают важное место в системе Марии Монтессори. Согласно методике Монтессори «свобода» - это не вседозволенность, а возможность выбрать наилучшее для себя и другого. Однако свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правилами игры или труда. Дисциплина в группе - это умение владеть собой и подчинение определённым жизненным правилам. В системе Монтессори свобода сочетается с дисциплиной, а это важный момент в нравственном воспитании детей.
В процессе выполнения «упражнений» в каждой из зон у ребёнка формируются необходимые представления, развиваются соответствующие навыки и умения. Система М. Монтессори предлагает активную деятельность детей, взаимодействие педагога и ребёнка, предоставление ребёнку свободы выбора занятий и времени для завершения работы, что дисциплинирует ребёнка. Всё это соответствует положения ФГОС и личностно ориентированной модели организации образовательного процесса.
Таким образом, технология Марии Монтессори, внедренная в предметно-развивающую среду, формирует сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Развитие ребенка по методу Монтессори дает основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.
Литература:
1. Журнал «Монтессори-клуб». Артикул: МЛ-19.
2. Сорокова М. Г. «Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори», - Москва,1997.
3. Буторина М, Хилтунен Е. «Монтессори – материал. Школа для малышей». М. , : Российский Монтессори-центр, 1992.