Татьяна Соболевская
Современные игровые здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Соболевская Т. А.,
Воспитатель гр№ 5 ГБОУ школа967 СВАО СП3
Современные игровые здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Игровые здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Публикация «Современные игровые здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
Цель таких технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Данное образовательное учреждение работает по программе
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,2010г. Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному и познавательно-речевому художественно-эстетическому.
Одной из приоритетных задач учреждения является-совершенствование работы по развитию движений детей как средство оздоровления детского организма и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).
В нашем детском саду игровые здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. технологии обучения ЗОЖ;
3. коррекционные технологии
Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, логопеда.
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,с этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводим в любом подходящем помещении. Для этой работы используем спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. - Ритмопластика проводим 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращаем внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
- Подвижные и спортивные игры проводим ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, и средней степенью подвижности. Игры подбираем в соответствии с возрастом детей, местом и временем её проведения.
- Динамические паузы проводим во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой для профилактики утомления.
- Гимнастика пальчиковая проводим индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводим в любой удобный отрезок времени.
- Дыхательная гимнастика проводим в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
- Бодрящая гимнастика проводим ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни-это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
- Занятия из серии «Азбука здоровья» -занятия включаем в сетку занятий в качестве познавательного материала. Внедрение таких занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес детей к получению валеологических знаний, формированию понятий о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. (1раз в неделю-30минут)
- Утренняя гимнастика проводим ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
- Физкультурные занятия проводим 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии с программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания.
Большое внимание в ДОУ уделяется воспитанию здорового образа жизни детей. Имеется всё необходимое оснащение и оборудование для проведения физкультурных занятий, праздников, дни здоровья, развлечений, досугов. На спортивной площадке установлено игровое поле, где малыши могут играть в футбол, волейбол,баскетбол.
3. Коррекционные технологии :
-Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит логопед.
- Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей,влияет на состояние нервной системы (успокаивает,расслабляет).Широко используем музыку для сопровождении учебной деятельности на занятиях.
-Сказкотерапия используем в работе для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще используем авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.
Таким образом, каждая из применяемых нами технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе игровая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом.
В годовой план включен ряд мероприятий по просвещению воспитателей и родителей:консультации и семинары-практикумы ;групповые и родительские собрания; просмотр родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий;дни открытых дверей;совместное проведение с родителями и детьми досугов,праздников;анкетирование.
Результатом оздоровительной работы ЗОЖ является снижение заболеваемости детей. Посещаемость детьми — важнейший критерий при оценке деятельности дошкольного учреждения. Высокая посещаемость свидетельствует о должном уровне работы по охране жизни и здоровья детей.
Помните, как говорили древние? «Движение - это жизнь».
Работами известного отечественного физиолога профессора И. А. Аршавского и его учеников установлено, что, двигаясь, организм не только расходует энергию, но и с лихвой восполняет израсходованное. При этом он старается накопить энергию с некоторым избытком, запасом на будущее. И вот такой запас является базой, необходимым условием дальнейшего развития. За счет этого растет и развивается детский организм. Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым, любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характер
Литература
1. Бабенкова Е. А. «Как помочь детям стать здоровыми». – М., 2003
2. ВасильеваМ. А, ВераксаН. Е,КомароваТ. С, Программа «От рождения до школы»,2010г.
3. Вавилова Е. Н. «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость». М. 1981г.
4. КутырёваГ. А. Журнал «Современный детский сад» №5,2009г-статья «Здоровьесберегающие технологии»-ООО «АРКИ»
5. Микляева Н. В. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду: «Точки роста»-методическое пособие-М. :АПКиППРО, 2010.
6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. :Мозаика Синтез.
7. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду».1995г. Москва.
8. Смирнов Н. К. «Руководство по здоровьесберегающей педагогике технологии здоровьесберегающего образования –М. :АРКТИ,2008г.