Елена Гунякова
Современные подходы к работе образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни с учетом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в России сложилась критическая демографическая ситуация. Новое поколение родившихся уступает по численности предыдущему и не восполняет естественной убыли населения. Это грозит социальной катастрофой, связанной и с национальной безопасностью, и с состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому идея оздоровления населения выходит на первый план и становиться национальной. Замечательно, что это поняли и руководители нашего государства. Во всю работает национальный проект «Здоровье», были приняты федеральные законы «Об образовании», «О здравоохранении», в настоящее время президент России В. В. Путин предложил ввести по всей стране нормы ГТО.
Публикация «Современные подходы к работе образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни с учетом требований ФГОС» размещена в разделах
Дошкольный возраст является основой в формировании физического и психического здоровья будущего поколения. В течение семи лет ребенок проходит огромный путь в своем развитии, который не повторяется в последующем никогда. В это время происходит становление функциональных систем организма, интенсивно развиваются органы, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому так важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, дать знания валеологической направленности. Вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников всегда уделялось большое внимание, но меняются дети нужно менять и подход к их воспитанию. В свете последних тенденций актуальными становятся гибкие педагогические технологии, использование компьютеров и инновационных здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с современными требованиями к развитию личности ребенка дошкольное учреждение строит свою работу таким образом, чтобы через подготовку педагогов, взаимодействие с родителями по вопросам здоровьесбережения, формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей, она была направлена на обеспечение нравственного, психического и физического здоровья ребенка.
Используя в педагогическом процессе технологии, обеспечивающие с одной стороны решение задач сохранения и укрепления здоровья детей, с другой стороны, способствующие эффективной реализации образовательных и воспитательных задач, мы решаем задачи здоровьесберегающего образования.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение собственного здоровья. Факторы, от которых зависит состояние здоровья : генетические особенности организма, передающиеся от родителей, отношение к собственному здоровью на протяжении всей жизни и внешние условия (социальное положение, экология, условия труда и т. д.). Комплексная работа образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: сотрудничество с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Работа с педагогами подразумевает под собой пополнение их собственных теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии; теории и методике физического воспитания; гигиене и др., овладение и внедрение в практику оздоровительных технологий в области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни : зарядка, закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.
Сотрудничество с родителями включает в себя: проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т. д., круглых столов, дней открытых дверей, практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья», консультаций, кружковой работы; выполнение совместных долгосрочных и краткосрочных проектов на тему здорового образа жизни; выпуски фотогазет и других мероприятий.
Работа с дошкольниками по здоровьесбережению направлена на формирование представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание ценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; на привитие навыков профилактики и гигиены; умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; формирование оптимистического миро- и самоощущения; воспитание уважения к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать.
Для каждой возрастной группы у нас составлен календарно-тематический план, по которому проводятся занятия валеологической направленности. Утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе круглый год. Прогулку завершает обязательная оздоровительная пробежка. Воспитатели соблюдают двигательный режим в течение дня. С детками проводятся физкультминутки и динамические паузы, обучаем элементам самомассажа, обязательно побудки после сна с корригирующими упражнениями, закаливающие мероприятия, учитывающие возраст детей. Ребята с удовольствием ходят на физкультурные занятия, с нетерпением ждут спортивных праздников и развлечений, очень рады, когда проводятся совместные мероприятия с родителями. Организуем экскурсии, целевые прогулки, проводим опыты, наблюдения соответствующие тематике здоровьесбережения. Дети активно, с большим интересом принимают участие в совместных проектах на темы по здоровому образу жизни. Особое внимание мы уделяем дыхательной и пальчиковой гимнастикам, так как в нашем дошкольном учреждении есть коррекционные группы логопедической направленности, куда приходят дети из других детских садов, а развитие мелкой моторики и правильного дыхания очень важны для успешного решения поставленных задач. В каждой возрастной группе оформлены физкультурные уголки для самостоятельной двигательной деятельности, оборудованные всем необходимым. В процессе взаимодействия с воспитателями мы решали такие задачи как создание развивающей среды как пространства для самореализации; оказание помощи ребенку в накоплении необходимого опыта и знаний по сохранению и укреплению собственного здоровья; приобщение ребенка к физической культуре и спорту. В «Уголках здоровья» интересная и полезная информация о здоровьесберегающих технологиях, о методах и формах закаливания, отчеты о совместных мероприятиях, фотогазеты, результаты проектной деятельности.
Еще одним фактором воздействия на развитие личности ребенка являются его родители. Любовь родителей, их забота и внимание дают детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, для каждого ребенка важна поддержка родителей. Специальные социологические и психолого-педагогические исследования (А. И. Захаров, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева) показали, что семье необходима помощь специалистов на протяжении дошкольного детства. Семья и детский сад выполняют разные функции, не могут заменить друг друга и должны работать вместе для более полноценного развития ребенка.
В последние годы стали больше уделять внимания семье, ее неоценимой роли в воспитании и социализации детей. Вопросами взаимодействия семьи и детского сада занимались такие ученые как: Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, О. Н. Урбанская и др. Они рассматривали этот вопрос по отдельным направлениям воспитания и обучения ребенка (трудовое, нравственное, игровое и др., не беря во внимание активное участие родителей в образовательном процессе.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании» родители несут ответственность за обучение и воспитание своих детей. Утвержденный в октябре 2013 года «Федеральный государственный образовательный стандарт» направлен на решение многих задач, в том числе на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Очень важно чтобы детский сад и семья двигались в одном направлении, согласуя свои действия, чтобы совместная работа была плодотворной и реально способствовала разностороннему развитию личности ребенка.
Задачей взаимодействия с родителями является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность. «Педагогическая компетентность» - это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка (Т. А. Куликова Дошкольная педагогика 2007). «Педагогическая рефлексия» - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации (О. Л. Зверева Семейная педагогика и домашнее воспитание 2009). Очень важно и семье, и дошкольному учреждению двигаться в одном направлении, помогая друг другу в развитии и воспитании полноценного гражданина своей страны.
Целью совместной деятельности детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни является воспитание не только здорового, физически крепкого ребенка, но и социально адаптированной, цельной личности готовой к интеграции в обществе. Мы считаем, что положительные результаты возможны только при плодотворной работе всего коллектива дошкольного учреждения и родителей. Нужно понимать, что воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни — задача государственной важности, а деятельность дошкольного образовательного учреждения по формированию представлений и навыков о здоровом образе жизни — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.
Литература
1. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. : Сфера, 2009.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2007.
3. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. М. : Сфера, 2008.
4. Кириллова Ю. А. Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет. СПб. : Детство-Пресс, 2013. 5. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2000. 6. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М. : Мысль, 2001.
7. Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей. М. : Просвещение,2005.