Матлюба Цацына
Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста»
2. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы в работе с дошкольниками. А именно:
Публикация «Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- применения новых современных форм работы с детьми;
-интегрированной образовательной деятельности;
-проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду)
- изготовление макетов;
-проблемная ситуация;
-игровые обучающие ситуации;
-эвристические беседы;
- коллекционирование;
-творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок.
В своёй работе с дошкольниками мы используем фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Основной формой организации совместной деятельности педагога и детей является непосредственно образовательная деятельность (НОД). При проведении НОД как основного вида деятельности детей дошкольного возраста мы включаем в процесс обучения эффективные формы работы с детьми : ИКТ, проектную деятельность, игровую, проблемно-обучающую ситуацию в рамках интеграции образовательных областей.
Выбор форм и методов работы, используемых на НОД и в режимных моментах воспитатель выбирает сам.
3. Методы работы с дошкольниками.
Метод -это способ совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. При организации НОД и в режимных моментах использую традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные -чувственное воспитание) и современные методы и приемы : методы формирования интереса к учению, долга и ответственности (авт. Бабанский, методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева, методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов), методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков) .
4. Интеграция.
Учитывая особенности организации работы дошкольниками, воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.
Интеграция-подчинение единой цели воспитания и обучения элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы.
Цель интеграции- способствовать всесторонннему развитию ребёнка, который познаёт обьект с разных сторон.
На основе открытого НОД «Платочки для Матрёшки» хочу показать интеграцию образовательных областей: Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”, Образовательная область “Познавательное развитие” .
Воспитанники нашей группы познакомились с произведением М. И. Глинки «Жаворонок», прикоснулись к элементам предметного и социального мира: встретились с Матрёшкой, берёзкой,рекой Волгой, жаворонком.
Совершенствовали навыки выполнения прямого галопа, ходьбы и бега. Подыгрывали себе на музыкальном треугольнике.
Формировали навыки соотнесения предметов (собирали пазлы –платочки)
Старались точно интонировать мелодию попевки, одновременно начинать и заканчивать пение.
В ходе различных видов музыкальной деятельности воспитанники группы проявили интерес и любовь к музыке и природе родного края..
5. Игровая деятельность.
Работу в образовательной деятельности с дошкольниками строю так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Используя в работе игру, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь использую игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.
Представляю вашему вниманию игровые ситуации «В гости к бабушке Наталье» и «Путешествие на паровозе»
Цель: формировать элементарные математические представления у детей посредством игровой деятельности.
6. Метод проектов.
Дошкольный возраст – благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка - этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога – старшего товарища и наставника, детей, родителей.
Метод проектов находит все большее распространение. Почему в своей деятельности используем метод проектов? Причин тому несколько:
1. Необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;
2. Актуальность приобретения коммуникативных навыков,
3. Значимость для развития дошкольника умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.
7 .Метод проблемных ситуаций.
Метод проблемных ситуаций предполагает обучение, основой которого является получение знаний путем решения практических и теоретических задач. Педагог детского сада, применяющий подобную методику, развивает у своих воспитанников умение самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, анализировать полученный результат. Проанализируем различные приемы создания проблемной ситуации, с помощью которых дошкольники учатся самостоятельно искать информацию, использовать знания в обычной жизни.
8. ИКТ
Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
9 .РЕЖИССЁРСКАЯ ИГРА
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка.
Значение режиссёрской игры.
• Дети самореализуются;
• У детей активизируются речь, воображение, мышление;
• У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности.
10. Разучивание стихотворений с детьми.
Разучивание стихотворений с детьми – совместная со взрослым деятельность, направленная на запоминание художественных литературных произведений.
«Рассказывание» стихов руками- это современная форма взаимодействия с детьми которая вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию внимания, координации и мышления.
11. Мнемотехника.
Мнемотехника -это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблицы–разновидность кодирования (с помощью условных знаков, рисунков).
12. Коллекционирование.
Коллекционирование -одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяет углублять познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни, звуки, запахи и т. д. Очень увлекает дошкольников коллекционирование фотографий, сделанных самостоятельно и последующее оформление тематических альбомов. При организации подобной работы с дошкольниками обсуждение значения и правил собирательства сопровождается организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы.
13. Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.