Татьяна Малыгина
Мастер-класс. Современные формы работы с детьми раннего возраста по формированию общих речевых навыков.
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс. Современные формы работы с детьми раннего возраста по формированию общих речевых навыков
Проблема развития речи остаётся одной из актуальных тем, так как общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребёнка. Над этой проблемой я работаю, используя элементы театрализованной деятельности.
Публикация «Мастер-класс, Современные формы работы с детьми раннего возраста по формированию общих речевых навыков,» размещена в разделах
Цель моей работы развивать речь детей посредством элементов театрализованной деятельности.
Задачи:
• повысить речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности;
• Развивать речевые контакты ребёнка с детьми и взрослыми;
• Воспитывать культуру речи при ведении диалога.
Вы все знаете что детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, впрочем, как и в жизни взрослого. С первых дней жизни ребенок стремится к общению с близкими людьми. Чтобы общение стало интересным, познавательным и развивающим я использую кукольный театр. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.
Совместно с родителями мы создали различные виды театра. Самый доступный для детей этого возраста театр на фланелеграфе, как образный, так и театр картины, пальчиковый театр, кукольный, настольный: резиновый, деревянный, вязаный, бумажный. Затем мы приобрели театральные костюмы и атрибуты.
Каждый настоящий артист – кукольник, перед выступлением разминает свои пальчики и руки. Мы с детьми всегда начинаем играть в театр с разминки, чем мы с вами сейчас и займё мся:
. «Все звери у дела» (потешка)
Цель: Приглашать детей включатся в пальчиковые игры, выполняя по показу педагога движения, характерные для создания образа того или иного персонажа потешки.
Сегодня день целый
Все звери у дела: Педагог разводит руки в стороны, сводит у груди.
Лисичка – сестричка
Шубку подшивает. В правой руке держит воображаемую иголку с ниткой – подшивает шубу.
Сер медведь, старый дед
Сапог подбивает. Кулачком правой руки стучит по левой сжатой в кулак.
А сорока – белобока
Мушек отгоняет. Машет правой рукой над головой.
Медведица Маша
Варит детям кашу. Выполняет круговые движения правой рукой
Зайчиха под ёлкой
Метёт метёлкой. Правой рукой «подметает веником пол».
Кошка лыки дерет
Коту лапотки плетёт. Движения руками соответственно тексту.
По болоту босиком Педагог идет, высоко поднимая ноги.
Кулик ходит с посошком.
Необходимым элементом театрализованной деятельности в развитии речи являются чистоговорки, которые использую в диалоге. Вы спросите как? Сейчас сами и продемонстрируете это. Одна половина группы говорит первую часть чистоговорки, а вторая отвечает.
Проговаривание чистоговорки:
СА – СА – СА, вот летит оса
Цель: развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки.
1) С разной силой голоса: тихо – громче – громко;
2) Меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно.
Все, кто имеет дело с маленькими детьми, знают, что малыши охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их. В этом случае они могут проявить свою самостоятельность, «помогать» взрослому, проговаривая отдельные слова или договаривая фразы, отвечают на вопросы. Например, потешка «Кисонька – Мурлысонька» :
- Кисонька – Мурлысонька, ты, где была?
- На мельнице.
- Кисонька – Мурлысонька, что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька – Мурлысонька, что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька – Мурлысонька, с кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна!
Так же на каждом занятии я стараюсь привить детям интерес к театрально – игровой деятельности через простейшие приёмы кукловождения настольных кукол. Для этого использую игрушки – резиновые, вязаные, деревянные, бумажные.
Например: загадка про петушка
«Гребешок аленький»
Педагог выставляет игрушку.
Указывает на гребешок,
кафтанчик.
Ведёт петуха по столу.
Покачивает игрушкой.
Гребешок аленький
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поёт.
Ку-ка-ре-ку!
Следующий этап – предлагаю малышу подержать театральную куклу в руке, хорошенько рассмотреть и попытаться «оживить», например, песенка «Пес и щенок» (муз. Л. Бардоша, сл. И. Чанади)
Педагог поёт и покачивает игрушкой – большой собакой
Покачивает игрушкой – щенком.
Двух воришек напугав,
Пес залаял: «Гав-гав-гав!»
А щенок сидел, глядел,
Тоже лаять захотел.
Гав-гав! Гав-гав! Гав-гав! Гав! Гав!
От чего зависит успех или неудача театрализованной игры? Я пришла к выводу, что успех гарантирован при условии, если:
1. Дети и воспитатель любят друг друга;
2. Малыши, музыкальный руководитель и педагог так же испытывают взаимную симпатию.
3. Между родителями и воспитателем существует полное взаимопонимание.
Если все эти три составляющие присутствуют, то наша взаимная любовь выделяет в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает и ни кого не оставляет равнодушным.
Спасибо за внимание!