Кузубова
Изотерапия в процессе воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до
Подготовила:
Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с «Сибирячок»
Кузубова Г. Г.
«Современные методики использования изотерапии в процессе воспитания детеи дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Публикация «Изотерапия в процессе воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Изотерапия является одним из популярных методов арт-терапии, её можно использовать как для работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и для работы с семьей.
С одной стороны, изо-терапия позволяет: обогатить и развить внутренний мир ребенка, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику, с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребенка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
Дошкольное детство – это ценный период в жизни ребенка, в котором формируются все психические процессы личности. Поэтому изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие образного мышления, воображения. Именно для их развития дошкольный возраст сензитивен, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности. Маленькие дети любят рисовать, ведь в детстве рисуют все.
Различные методы изотерапии позволяют ребенку выразить себя, рассмотреть конфликтную ситуацию с любой стороны, увидеть варианты ее решения, выплеснуть эмоции и т. д. Если ребенок не может прямо высказать мысли о своих переживаниях, тогда бумага ему поможет.
Методики изотерапии :
• «Штриховка»
Штриховка - это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой понимается хаотичное или ритмичное нанесение линий на поверхность бумаги, альбомного листа, мольберта и пр.
Линии могут выглядеть небрежными, или, наоборот, точными, ровными.
Штриховки могут иметь различное воплощение:
заполнение пространства (закрашивание штрихами выделенной поверхности, тонирование);
рисование отдельных линий или их сочетаний ;
изображение объектов и символов в ритмической манере, например, рисование под музыку.
Штриховки дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием, помогают «расшевелить» ребенка. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому их целесообразно применять в начале арт-занятия.
Штриховки происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т. д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.
• «Каракули»
Одна из любимейших методик, которая выводит ребенка на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.
Цель методики:
повышение самооценки;
изучения своих чувств;
развитие навыков общения;
Суть методики в том, что ребенку предлагается быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, другой участник группы пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый участник. Так происходит до тех пор, пока один из участников не решит, что рисунок закончен. На следующем этапе полученные «каракули» обсуждают. Каждый высказывать свое мнение о рисунке, делится эмоциями и ощущениями. На заключительном этапе участники сочиняют сюжетную историю рисунка.
• «Рисование пальцами»
Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме.
Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все - любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Это профилактика психологических проблем связанных с тревожностью.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.
• «Рисунок на стекле»
Живопись на стекле (изотерапия) – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, декоративно-прикладным искусством.
Коррекционные задачи при использовании «Прозрачного мольберта» :
-Коррекция зрения, зрительного восприятия;
-Развитие цветовосприятия и сенсорное развитие;
-Развитие общей и мелкой моторики;
-Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения;
-Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных личностной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, робость, ощущение несостоятельности и др.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования : гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как временное, лишенное постоянства. Только "игра", можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет.
Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, страхов. Подходит «зажатым» детям, так как положительно влияет на его активность.
• Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.
Даже когда дети пытаются изобразить что-то, например, зайчика или машину, изображение получается «лохматым», но при этом привлекательным.
Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.
Описанная техника подходит детям с выраженной моторной зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дает ребенку чувство успешности.
На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
В целом, изотерапия направлена на развитие, в первую очередь, воображения, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, кроме того, развиваются навыки правильного положения руки и захвата карандаша при рисовании.
Почему стоит попробовать изотерапию? Вы никогда не получите отрицательного эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат, а положительный эффект не заставит себя ждать.