Старокожева Олеся Алексеевна
Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Только вместе с родителями,
общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В. А. Сухомлинский
В настоящее время начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Семья для ребенка -это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Публикация «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС» размещена в разделах
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : школа, семья, общественность.
Статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 17 октября 2013 г. N 1155 объясняет, что сегодня признано ведущим семейное воспитание. В соответствии с этим законом первыми педагогами являются родители, в обязанности которых входит закладка основ нравственного, личностного, интеллектуального и физического развития маленького гражданина. В отрыве от семьи развитие этих навыков невозможно. Поэтому одной из основной задач является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В частности в ст. 44 говорится:
Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Проанализировав традиционные формы работы с семьей стало очевидно, что ведущая роль отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.
В свою очередь современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогического коллектива разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Таким образом была поставлена цель: создать условия для включения родителей в педагогический процесс, и создание единого педагогического пространства.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития стала решаться в следующих направлениях:
Электронная почта, чат на сайте ОУ, закрытая группа в Контакте для работы с письменными сообщениями родителей, предоставления фотоотчета об непрерывной образовательной деятельности, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.
Так же одной из форм взаимодействия педагогов и родителей является организация выставок совместного творчества. Например, выставка осенних поделок «Очарование осени», рисунков «Моя любимая сказка», выставки работ «Новогодняя мастерская» .Родители и педагоги совместно проводят праздники и развлечения.
Праздник в школе - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость, сопереживание.
Организация взаимодействия ОУ с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. В результате сформировалась традиция проводить тематические встречи. В День матери родителями встречаются с детьми и педагогами для совместного творчества (выполнена аппликация «Цветы в вазе») В День любви, семьи и верности семьи детей и педагоги играют в разнообразные игры, просматривают видеоклипы про жизнь детей в детском саду.
Сейчас можно смело сказать, что формы и методы взаимодействия педагогов с семьей обновлены.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
-Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями группы
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.
Новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
На сегодняшний день можно сказать, что сложилась определённая система в работе с родителями. Общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями.
Ежедневнопроисходит общение с родителями на позитивном настрое.
Родители слышат слова благодарности в свой адрес.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности в совместных мероприятиях.
В действительности, дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят заинтересованность своих родителей. Ребенок чувствует себя увереннее, так как видит тесное общение педагога с его родителями, у него улучшается эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы вданном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, к проблемам детей, тем самым, способствует объединению родителей и педагогов и детей на основе общих интересов привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.