ирина мезенина
Современные формы работы старшего воспитателя с молодыми педагогами дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы работы старшего воспитателя с молодыми педагогами дошкольного образовательного учреждения
Как бы хорошо студент не окончил учебное заведение,
каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал,
если он не будет учиться у более опытных коллег,
он никогда не станет настоящим специалистом.
А. С. Макаренко
Пояснительная записка
Начинающий воспитатель это не всегда молодой человек, нередко встречаются люди более зрелого возраста, которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя.
Публикация «Современные формы работы старшего воспитателя с молодыми педагогами дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Появление в коллективе молодых специалистов - это радость для руководителя ДОУ, но и огромная ответственность. Задача руководителя, заместителя по воспитательно - методической работе, старшего воспитателя, педагога-психолога - помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. При приеме на работу молодых и малоопытных воспитателя заведующий детским садом беседует с ним, знакомит их с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе. По возможности начинающий воспитатель направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение НОД, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы.
От старшего воспитателя требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьяковой, Л. И. Фалюшиной и др. Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С. М. Редлиха, имеет характерные особенности [6, с. 19] :
не допускается скидок на недостаточную квалификацию;
высокие и жесткие требования к профессиональной компетенции со стороны образовательной среды действует с первого до последнего дня работы;
педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;
работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции;
имеет место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.
Актуальность: За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет». На этом фоне одной из первостепенных задач становится поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелёгкий путь воспитателя.
В каждой дошкольной образовательной организации (далее ДОО) складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности.
Цель: помощь молодым педагогам в повышении их профессиональной компетенции
Задачи:
1. Создание условий для выявления профессиональной ориентации
2. Содействие всем начинающим педагогам в приобретении знаний и умений, необходимых в образовательной деятельности.
3. Оказание консультативной помощи по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.
4. Развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности
Новизна: Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. С 1 сентября 2013 года в силу вступил новый закон "Об образовании", в рамках которого дошкольное образование рассматривается как один из уровней общего образования. Исходя из этого, возникает необходимость в едином подходе к профессиональному уровню дошкольных и школьных педагогов. Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.
Работу с молодыми педагогами построила с учетом основных аспектов:
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ – МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ :
создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – РЕБЕНОК И ЕГО РОДИТЕЛЬ:
формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – КОЛЛЕГА:
оказание поддержки со стороны коллег.
В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничества заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трё х субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.
Работа с молодыми педагогами ведется по основным направлениям.
- Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
- Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
- Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
- Разработка и обсуждение планирования.
- Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания.
- Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы.
Формы работы.
• Решение педагогических ситуаций педсоветы и семинары
• «Мозговой штурм».
• «Мастер – класс».
• Конкурсы.
• Семинары-практикумы.
• Психолого-педагогические тренинги.
• «Круглый стол».
• Работа творческой группы.
• Открытые просмотры.
• Самообразование.
Условия эффективности работы.
Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
Сочетание теоретических и практических форм;
Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информации.
Индивидуальный план профессионального становления:
1. назначение наставника, из числа педагогов (причем, необходимым и обязательным условием наставничества считаю согласие и выбор его только самим молодым педагогом);
2. педагогическое самообразование и самовоспитание;
3. участие в мероприятиях “Школы молодого воспитателя”;
4. участие в работе методического объединения;
5. участие в жизни детского сада.
Используются методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности. Это:
• обучение на рабочем месте;
• участие в работе методических объединений;
• самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
• обучение на курсах повышения квалификации;
• методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.
Содержание работы по организации современных форм работы с молодыми педагогами
В нашем ДОО функционирует «Школа молодого воспитателя». Под руководством старшего воспитателя разработано положение о Школе молодого воспитателя, утвержденное Советом педагогов. Планы работы на текущий год составляются в соответствии с Программой дошкольного учреждения. Заседания проходят раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов. К работе «Школы молодого воспитателя» привлекаются опытные, творческие специалисты. Заведующий ДОО при приеме на работу молодого специалиста беседует с ним, знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе (приложение 1). По возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.
Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит адаптацию у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей работающего воспитателя. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.
В рамках школы рассматриваются теоретические и практические вопросы. Для молодого воспитателя, проработавшего 1–2 мес., проводится дискуссия на тему «Адаптация молодого специалиста в ДОУ». Педагог делится своими трудностями и проблемами, и коллектив совместно ищет пути их решения. Успехом пользуются дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. Каждый воспитатель высказывает свое мнение и отстаивает его. Активно используются открытые занятия с последующим обсуждением увиденного, семинары-практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы. При проведении занятий в «Школе молодого воспитателя» применяются разнообразные приемы : решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, «мозговой штурм «, решение кроссвордов. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
Большое значение в работе оказывает осознание собственных индивидуальных возможностей. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью организации работы по самопознанию и раскрытию своих внутренних ресурсов в ДОО работает психологическое направление «Познай себя» совместно с педагогом – психологом.
В рамках Школы молодого воспитателя занятие проводится 1 раз в месяц, каждое из них имеют следующую структуру:
1 часть: организационная
Цель: введение в тему, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологической готовности к взаимообщению:
сообщение темы и плана предстоящего занятия;
игра с педагогами социально-эмоционального содержания;
представление материалов, наработанных членами группы;
диагностическая деятельность (анкетирование, тестирование, направленное на выявление затруднений или на выявление степени сформированности тех или иных качеств).
2 часть: основная
Цель: совершенствование профессиональных умений по взаимодействию со всеми участниками педагогического процесса :
наблюдение и анализ педагогического процесса, условий по теме;
теоретический обзор рассматриваемого вопроса через использование интерактивных методов обучения педагогических кадров;
проведение психологического тренинга педагогом-психологом (тренинги «Эффективное общение», «Приёмы саморегуляции» и др.)
Занятия проводятся в соответствии с программой с использованием интерактивных форм и методов :
Формы : Методы
лекция – беседа,
семинары-практикумы;
психологические тренинги,
проблемно-проектный семинар,
круглый стол и др.
игровые ситуации,
диагностика,
разыгрывание ролей,
мозговой штурм,
диалог,
методы проблемного обучения
эвристическая беседа, исследовательский метод
Планомерная систематическая работа с начинающим воспитателем способствует развитию у него познавательного интереса к профессии, успешному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают большое влияние на его рост как профессионала.
Наряду с традиционными формами, такими как семинары, консультации, практикумы, открытые занятия используются и альтернативные – психолого-педагогические тренинги, деловые игры, смотры-конкурсы, решение педагогических ситуаций.
Данные формы преследуют цель – помочь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.
Решение педагогических ситуаций. Одна из форм испытания педагога с целью подтверждения занимаемой должности для воспитателя. Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности, знаний, умений, профессиональных качеств. Выбор ситуаций для испытания проводится случайным образом - из банка ситуаций.
«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Мастер – класс». Форма работы, на которой воспитатели демонстрируют свои достижения в области воспитания детей, дают практические советы.
Конкурсы. Демонстрация и оценка творческих достижений воспитателей. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.
Семинары-практикумы. Совместно с педагогами происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и специалист.
Психолого-педагогические тренинги. Самый совершенный способ самосовершенствования. Он позволяет педагогу повысить свою познавательную активность, овладеть необходимыми практическими знаниями.
«Круглый стол». При обсуждении любых вопросов круглый стол позволяет всех воспитателей поставить в равное положение, обеспечить взаимодействие.
Одной из эффективных форм является работа творческой группы, задача которой – побудить педагогов почувствовать, что они не просто воспитатели, но и исследователи. Формы работы творческой группы разнообразны : деловая игра, коллективно-творческая деятельность, практическая работа в микрогруппах, что позволяет организовать панораму открытых занятий и режимных моментов, обсуждать вопросы планирования педагогического процесса, анализировать содержание, методы обучения, приемы, стиль общения и др.
В практике детского сада широко используем такую форму методической работы как открытые просмотры. Молодые воспитатели также привлекаются к открытым показам.
Значительная роль в повышении профессионального мастерства воспитателей отводится самообразованию. Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет начинающих воспитателей заняться самообразованием. На основе выявленных проблем каждый воспитатель определяет для себя тему, над которой будет работать, и составляет план, включающий изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий (создание предметно-развивающей среды, пособий, картотек, папок-передвижек и т. д.).
Работу с молодыми педагогами построила в соответствии с профессиональным стандартом педагога. В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней.
I ступень – 1-й год работы (стажировка) : самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Адаптационная работа включает в себя :
Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места ;
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста).
анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.
по возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.
дидактическая подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми ;
Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.
закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; поддержка просто необходима начинающему воспитателю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист;
заполнение информационной карты педагога;
- составление совместного плана молодого специалиста и наставника;
взаимодействие молодых педагогов разных детских садов.
ІІ ступень – 2–5-й годы работы (развивающий) : процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в "Творческой тетради". На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.
ІІІ ступень – 5–6-й годы работы (становления) : складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.
По итогам года динамика доли роста педагогического мастерства молодых педагогов составила :
Прошли курсы повышения квалификации - педагога;
Обобщили свой передовой педагогический опыт внутри учреждения и на район - педагога;
Прошли процедуру аттестации на соответствие занимаемым должностям - 5 педагогов;
Аттестовались на первую квалификационную категорию - молодых педагога.
Таким образом, осуществляя деятельность «Школы молодого воспитателя» мы рассчитываем получить следующие результаты:
• Сформируются педагогические кадры, способные отвечать вопросам современной жизни.
• Сформируется творческий, психологически грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности.
• Повысится доля педагогических работников, желающих участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.
• Деятельность «Школы молодого педагога» способствует тому, чтобы из молодого специалиста за три года «вырос» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.
И. В. Мезенина: старший воспитатель МАДОУ д/с Дюймовочка