Александра Владимировна Пономарёва
Современные аспекты образования, развития, воспитания в образовательном процессе: проблемы и пути решения
▼ Скачать + Заказать документы
«Лучший способ сделать детей хорошими -
– это сделать их счастливыми»
Оскар Уайльд
Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.
Публикация «Современные аспекты образования, развития, воспитания в образовательном процессе: проблемы и пути решения» размещена в разделах
В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Хочу выделить несколько проблем в воспитании, которые влияют на становление личности ребенка.
1. Воспитание ребенка одним родителем.
Ребенок или карьера? Казалось бы, странный вопрос. Как можно выбирать между этими одинаково важными и неотъемлемыми сторонами нашей жизни? Однако наши стереотипы давно разделили детей и работу на два абсолютно противоположных мира. К сожалению, сегодня получается, что это два взаимоисключающих друг друга понятия.
2. Повышенная занятость родителей на работе.
Чрезмерная занятость родителей, в условиях которой родители стремятся обеспечить дитя всеми материальными благами, но не уделяют внимания духовному воспитанию, не обеспечивают столь необходимой детско-родительской связи, приводит к тому, что такие дети чувствуют эмоциональную отверженность со стороны родителей.
Родители должны серьезно относиться к тому, что имеет большое значение для ребенка, даже если на их взгляд это не заслуживает внимания вообще. Им необходимо найти время для своего ребенка и заняться общим делом, таким, которое привлечет их. Если они начнут делиться некоторыми своими мыслями, спрашивать мнение ребенка, то очень скоро им будут доверены сердечные переживания.
3. рост «экранной» зависимости.
Компьютер и телевизор заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. В дошкольном возрасте родители сами дают ребенку гаджеты. Через компьютерные игры идет постоянная стимуляция центра удовольствия, поэтому формируется компьютерная зависимость, и поэтому ребенка перестают радовать простые жизненные радости. Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир. Снизилась любознательность и воображение у дошкольников, их фантазии и творческая активность. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. В связи с этим, современный дошкольник говорит много, но плохо. Страдает не только связная речь, но и словарный запас.
И не правда, что ребёнок предпочитает телевизор, ребёнок всегда предпочитает общение с любимым авторитетным взрослым, но родители сажают детей на эту телевизионную иглу, а потом не знают, что делать, ребёнок привыкает к этой виртуальной информации, к этому виртуальному наркотику.
4. «Уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка.
В ходе активного участия в сюжетных играх дети получают новый опыт взаимоотношений с другими людьми в социуме, что очень важно во взрослой реальной жизни. К тому же правильно построенная сюжетно-ролевая игра позволяет развивать память и координацию движений ребёнка, усваивать новые знания, способствовать его всестороннему развитию. Игра является одним из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их действиям с предметами, способам и средствам общения. Игра - это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека.
Основные принципы дошкольного образования являются:
1. Всестороннее воспитание личности ребёнка, приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).
2. Формирование активного и бережного отношения к окружающему миру.
3. Создание атмосферы комфортной для каждого ребёнка, способствующей развитию его индивидуальности, навыков созидательной деятельности.
4. Обогащение предметно-пространственной среды, которая даёт ребёнку возможность для саморазвития.
5. Немаловажную роль в дошкольном образовании уделяют работу с родителями.
Значимость этой проблемы заключается в том, что ДОУ - первое воспитательное учреждение, в котором родители получают педагогическое просвещение. Именно правильно организованная совместная работа педагогов и родителей часто влияет на дальнейшее развитие ребенка. От того, как будет построено это взаимодействие, зависит уровень педагогической культуры родителей и, как следствие, уровень семейного воспитания детей.
В заключение следует сказать, что сравнивая современного дошкольника со сверстником конца XX века, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога - личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение инновационными технологиями.
Я считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога - это шаг навстречу детям. Важно, чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для достижения высоких результатов.
Использование ИКТ при организации воспитательно - образовательного процесса с детьми повышает познавательную активность и мотивацию дошкольников к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию способностей. Я не стану перечислять все используемые современные технологии, но отмечу, что активная деятельность - это наиболее успешный вид восприятия информации.
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Большая книга общения с ребёнком: [безусловное принятие, помощь ребёнку, активное слушание, понимание ребёнка. - Москва: АСТ, 2017.
2. Дрейкурс Р., Золц В. Д. Манифест счастливого детства: Основные идеи разумного воспитания. - Екатеринбург: Рама Пабли-шинг, 2011.
3. Илюхина Т. Г. Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста / Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Международной научной конференции. - Краснодар: Новация, 2018.
4. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 1998.
5. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010.