Наталья Козаева
Совместная работа логопеда и родителей по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «" Совместная работа логопеда и родителей по развитию речи детей через театрализованную деятельность».
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Публикация «Совместная работа логопеда и родителей по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей мною была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в детском саду привлекательна и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Цель:
Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности и приобщать родителей к совместной работе по театральному искусству и театрализованной деятельности.
Задачи работы :
• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• Обогащать словарь детей, активизировать его;
• Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой
природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами
игрушками.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную
интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
•Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании
коллективной деятельности.
Участие родителей в работе по развитию речи детей через театр имеет огромное значение, т. к. родители являются главными помощниками своих детей. Родители принимают активное участие в различных театрализованных мероприятиях с своими детьми.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например, старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками.
Успешная работа логопеда во многом зависит и от взаимосвязи с воспитателями группы и узкими специалистами. Без помощи музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, воспитателя изостудии и других педагогов было бы трудно закрепить полученные детьми знания и навыки на практике.
Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей и синтезирующей в себе театрально – игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.
В работе используем такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:
• театрализованные игры – этюды;
• речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
• игры – драматизации;
• игры в кукольный театр;
• занятия по сценической речи;
• метод пантомимы;
• инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
• обогащение зрительного театрального опыта;
• изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.
Общее недоразвитие речи у детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения средств общения. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено.
Поэтому считаем необходимым, использовать театрализованную деятельность в работе с детьми с ОНР.
Подводя итог работы, хочется сказать, что мы учим ребёнка быть коммуникативным, обучаем его грамотно строить свою речь, выражать мысли, думать об окружающих его событиях, явлениях, людях, уметь слушать и слышать людей.
Активно проводим в детском саду работу с родителями : собрания, консультации, семинары, открытые занятия, конкурсы, семейные олимпиады, фольклорные праздники, викторины, спартакиады, КВН. Ежедневно задаю родителям домашнее задание по изучаемым темам для закрепления с детьми пройденного материала. Ведь работа по коррекции речи ребенка невозможна без постоянных упражнений, и родители оказывают неоценимую помощь в нашей совместной работе.
В дальнейшем я продолжу начатую работу по данной тематике т. к. она чрезвычайно актуальна.
Список литературы:
1. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» 22-е издание 1992 г.
2. Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду» Москва 2009г.
3. О. В. Трошин, И. В. Голубева «Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития» // Логопед 2009 №1.
4. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В. И. Селиверстова. Москва «Просвещение» 1974г.