Виктория Иванова
Совершенствование речи дошкольников через организацию познавательно-речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет определенные направления развития и образования детей (образовательные области, среди которых есть и речевое развитие. В работах Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой и др. указывается, что развитие личности дошкольника во многом зависит от уровня развития его речи. Правильная речь помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, является основным условием для развития его личности.
Публикация «Совершенствование речи дошкольников через организацию познавательно-речевой деятельности» размещена в разделах
Речевое развитие предполагает овладение речью как средством общения и культуры. Оно направлено на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Актуальность проблемы речевого развития очевидна. В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде и особенно на этапе обучения. Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
В соответствии с профилем моей группы – группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи – образовательная область «Речевое развитие» выдвинута на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов коррекционно-развивающей работы. У детей, имеющих общее недоразвитие речи, отмечается нарушение в формировании всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Проанализировав свою работу с дошкольниками, мы поставили перед собой цель: обеспечить поиск новых подходов к решению проблемы развития речи дошкольников с ОНР через организацию познавательно-речевой деятельности
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
- совершенствовать связную речь и коммуникативные навыки детей через разные виды детской деятельности;
- расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
- стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
- развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях:
- воспитывать доброжелательные отношения и интерес к другим детям, умение вести диалог, согласовывать свои действия и мнения с потребностями других, умение помогать товарищу и самому принимать помощь, умение решать конфликты адекватными способами.
Чтобы дети успешно овладели всеми компонентами речевой системы, используем разные виды деятельности, которые сопровождаются речью:
- игровую, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативную (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительную (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательную (овладение основными движениями).
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях ФГОС ДО является игровая деятельность дошкольников.
Для включения ребенка в общение с взрослым и детьми мне эффективно помогает организация образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности, при реализации содержания которой я использую следующие формы работы с детьми:
- сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, в том числе компьютерные;
- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- создание макетов, проектов;
- работа в мастерской (обсуждение, выбор и изготовление вместе с родителями и детьми поделок, подарков, украшений-сувениров и т. д.);
- просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач и т. д.
Чтобы дети моей группы в работе над лексическими темами имели возможность участвовать в игре и коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, я использую одно из средств развития речи – создание лэпбука. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, – это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук – это не просто поделка, это один из вариантов заключительного этапа итогового мероприятия после изучения лексической темы, наполнение интерактивной папки, в соответствии с лексической темой ребёнок совместно с взрослым выбирает сам.
Нами совместно с родителями и детьми были оформлены лэпбук по таким лексическим темам, как «Времена года», «Одежда», «Транспорт», «Овощи», «Фрукты» и др.
Наша система работы по развитию речи детей с общим недоразвитием речи способствовала не только развитию всех компонентов устной речи, но содействовала совершенствованию психических процессов, связанных с речью: у детей улучшилась речевое внимание, память, слуховое и зрительное восприятие
Литература
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
2. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (6-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 112 с.
3. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Просвещение, 2015. – 256 с.