Елена Бакулина
Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников посредством создания и использования музеев в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев в ДОУ
Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребенка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных процессов.
Публикация «Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников посредством создания и использования музеев в ДОУ» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не дает в полном объеме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников.
В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников. Поэтому с целью образования, воспитания и просвещения воспитанников в нашем дошкольном учреждении созданы мини-музеи.
Познавательно-речевое развитие – это не только процесс познания дошкольниками окружающего мира, себя и других людей, но и процесс развития коммуникативных навыков, речи ребенка.
Развивать речь дошкольника, не включая его в познавательную деятельность, невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в художественно-эстетической деятельности. Несмотря на огромную познавательную направленность музеев в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда бывают доступны детскому восприятию и пониманию. В нашей группе мини-музеи организованы с учетом возрастных особенностей дошкольников и ориентированы на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное в музее группы не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития. В наших мини-музеях проводятся тематические занятия и экскурсии.
В группе созданы следующие мини-музеи :
1. «Нежно-голубое чудо»
2. «По морям, по волнам»
3. «Пчелки»
Учитывая тематику мини-музеев и представленные экспонаты, задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учетом возрастных особенностей детей и требований программы.
Структура непосредственно-образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию детей с использованием музейных экспонатов определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой и познавательной работы. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков, познавательных способностей детей.
Выставки и коллекции, представленные в мини-музеях, способствуют обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире.
То есть:
1. Дети могут описывать представленные предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, образуют однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы, омонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом.
2. Разнообразные экспонаты мини-музеев служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.
3. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, при этом совершенствуя диалогическую речь.
4. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом отрабатывается монологическая речь.
5. Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.
Значимость создания мини-музеев в детском саду достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и картинки, различные коллекции, но и знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы, песни, но и сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют. В процессе рассматривания, беседы дошкольники чувствуют свою причастность к мини - музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп могут устраивать экскурсии для младших ребят, могут пополнять мини-музеи экспонатами.
Т. о., музей становится результатом общения, совместной работы педагога, детей и их семей. Музейная педагогика значительно расширяет возможности педагога в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Знакомясь с экспонатами музея, ребенок познает новое, изучает особенности предметов, манипулирует ими, а это способствует познавательно-речевому развитию дошкольников.
Организованные коллективом ДОУ мини-музеи становятся предметом гордости учреждения и приносит ощутимые результаты в области развития, воспитания и образования детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития.