Ирина Ткаченко
Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательно — исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей предметно-пространственной среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др.
В нашей группе оборудован центр экспериментирования, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Опыт 1.
На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Предлагаю отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Опыт 2. У вас на тарелочках лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их при помощи лупы.
-На что они похожи? (Кристаллы морской соли похожи на сахар, иней и т. д.).
-Какого цвета? (Кристаллы морской соли белого)
-Какой формы? (Кристаллы морской соли прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)
-Имеют ли запах (Кристаллы морской соли не имеют запаха).
-В стаканах обычная пресная вода. Попробуй её ложечкой и скажите, какая она на вкус? Соленая? Сладкая? Горькая? Кислая?
Как вы думаете, что произойдет, если поместить эти кристаллы в пресную воду?
- А теперь поместите эти кристаллы в пресную воду, помешайте ложечкой.
-Что произошло с солью в воде?
- Куда соль исчезла?
- Хотите попробовать какой она стала на вкус?
-Вода стала соленой.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: У воды важное свойство: она может растворять в себе многие вещества. Соль растворилась в воде, так появилась морская вода.
Опыт 3:
Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо.
-Что произошло с яйцом? (Оно тонет, т. к. яйцо тяжелое.)
- Берем другую емкость с морской водой, ту в которую добавили соль, опускаем яйцо.
Что произошло с яйцом? (Оно не тонет. Яйцо держится на поверхности воды.)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: У морской воды важное свойство: она как бы выталкивает предметы, помогая предметам держаться на поверхности водной глади.
-А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в стаканчиках – море! «Человек» плавает. В морской воде гораздо легче плавать.
Опыт 4. «Апельсиновый опыт».
Для проведения этого опыта нам понадобятся: 2 апельсина, широкая ёмкость с водой.
В ёмкость с водой опускается один неочищенный апельсин, затем ту же ёмкость опускается второй очищенный апельсин.
Результат: Апельсин с кожурой плавает на поверхности воды, а очищенный апельсин погружается на дно емкости. Весь секрет в апельсиновой кожуре, там много пузырьков с воздухом. Они и выталкивают апельсин на поверхность воды. Очищенный апельсин не имеет пузырьков воздуха. Тонет он потому что, он стал тяжелее воды.
Опыт 5. «Дождевые облака»
Необходимый инвентарь: стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.
С помощью этого опыта можно схематично объяснить детям как идет дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается на землю. В стакан налить воды на 2/3. Выдавить пену прямо поверх воды. Пипеткой на пену накапать окрашенную воду. Теперь наблюдаем как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.
-