Кондрашова Татьяна
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечается рост числа детей с проблемами речи. Поэтому вопрос коррекции речевого развития, укрепления и сохранения детского здоровья является актуальным.
Коррекционно-развивающую работу строим с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, опираясь на закономерности развития детской речи в норме, учитывая сензитивные периоды психических процессов.
Темочки:
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Успешность коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, предполагает участие в нем родителей и главной задачей учителя-логопеда и воспитателей является привлечение их к активному сотрудничеству. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в коррекционную работу, у малыша появляется положительная мотивация к занятиям. Часто родители не осознают всей тяжести общего недоразвития речи, не предпологают, что это системное нарушение всех компонентов речевого развития и поэтому учитель-логопед изначально информирует родителей об особенностях развития речи детей, структуре и содержании коррекционно-речевой и оздоровительной работы, помогая им уяснить свою роль в процессе развития малыша, давая определенные знания и умения, необходимые для коррекции речевого нарушения.
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей реализуется в системе и эффективно по четырем направлениям: диагностика, просветительское, обучающее и информационное.
На первом этапе устанавливаем партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Для выявления осведомленности о речевом развитии ребенка проводим с родителями анкетирование, беседы: «Речевые трудности детей», «Причины речевых нарушений» «Роль родителей в коррекционной работе», практикумы по выполнению артикуляционной гимнастики. На начало учебного года низкий уровень осведомленности составляет 65% и у 35% родителей поверхностные знания о речевом недостатке ребенка.
На втором этапе, чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, мы систематически проводим индивидуальные, подгрупповые консультации с показом рядовых коррекционных занятий, где родители могут сравнивать и оценивать речь собственного ребенка, других детей. Принцип открытости обучения всегда усиливает эффект воздействия на речь в целом и на личность ребенка. Семинары-практикумы по темам: «Пальцы помогают говорить», «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР», «Развитие фонематического восприятия», позволяют повысить уровень осведомленности родителей. Уже 85% имеют правильные представления о речевых проблемах и какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения и 15% имеют низкий уровень осведомленности.
На третьем этапе для оказания помощи родителям в решении воспитательных и коррекционных задач, в организации образовательного процесса используем: тренинги, родительские гостиные :«Моя семья», «Сочиняем сказки». Семинары: «В стране звуков и букв», «Увлекательный мир стихов в развитии детской речи». Круглый стол: «Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми». Тематические речевые праздники: «В гостях у звуков», «Учимся, играя», повышают уровень осведомленности до 90%.
На четвертом этапе используем информационные стенды: «Советы учителя-логопеда», «Наши успехи»,индивидуальные тетради для размещения материала в виде заданий, карточек, папок с рекомендациями по закреплению полученных знаний и умений. Мастер-классы, праздники: «В гостях у азбуки», «КВН», «Формирование универсальных учебных действий у дошкольников с ОНР», «Логофакс», повышают уровень компетентности родителей в создании активной речевой среды, подготовке ребенка к школе. На занятиях в родительском клубе «Речевая школа» в процессе взаимодействия между родителями устанавливаются дружественные отношения, обсуждаются различные педагогические ситуации. Родители делятся друг с другом опытом, анализируют ошибки, допущенные в вопросах воспитания или выполнения заданий. Все это позволяет родителям в интересной и доступной форме отрабатывать, полученные знания, которые способствуют закреплению образовательного и коррекционно-развивающего материала в домашних условиях.
В результате использования разнообразных форм сотрудничества с родителями, мы активизируем их участие в коррекционном процессе. Они ответственнее относятся к выполнению заданий на развитие памяти, мышления, внимания,речи. В системе автоматизируют, дифференцируют поставленные звуки. Повышается психологическая готовность, компетентность родителей в воспитании детей,появляется желание сотрудничать с педагогами ДОУ. Для детей нашей группы мы с родителями организовали библиотеку книжек-малышек. Мамы и папы теперь вечерами с увлечением читают своим детям книги, а дети рассказывают о прочитанном и рисуют понравившихся героев сказок и историй.
Таким образом, только тесный контакт в работе учителя-логопеда, родителей и педагогов ДОУ может способствовать коррекции речевых нарушений, развитию творческой индивидуальности, психических процессов у дошкольников, а значит и дальнейшей успешной социализации, адаптации детей в школе.