Волоскова Елена
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей ребенка с речевыми нарушениями
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речи определяется рядом факторов:
1. Успешной работой с семьями детей группы ДОУ, от которой зависит эффективность деятельности самого ДОУ.
2. Особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших технологий, более широкие возможности получения образования и т. д., заставляющими искать новые формы взаимодействия ребенка.
Публикация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей ребенка с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
3. Одна из сложных проблем - различие в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.
4. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя – логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности.
5. Предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и учителя-логопеда как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса в группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основные идеи:
• Вовлечение родителей в коррекционно – образовательную работу, руководствуясь принципом «Родитель – не гость, а полноправный член команды педагогов группы».
• Вооружение родителей педагогическими знаниями на совместных занятиях с детьми. «Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль мамы на занятиях.
• Накопление теоретических знаний у родителей посредством педагогических гостиных, круглых столов, семинаров – практикумов, информационного стенда для родителей, папки – передвижки.
• Вовлечение родителей в образовательный процесс, путем участия в конкурсах, выставках, проводимых в группе и ДОУ.
Цель работы с родителями — сотрудничество учителя-логопеда и родителей через разные формы организации работы с родителями.
Перед нами стояли задачи задачи:
1. Убедить родителей в том, что создание единого образовательного пространства родители-дети-педагоги — важное условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых нарушений.
2. Разработать программу действий по сотрудничеству с родителями.
3. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.
4. Активизировать речевое развитие ребенка.
5. Улучшить материально-техническую базу для реализации данного проекта.
6. Находить новые формы работы с родителями.
Исходные теоретические положения:
Для того чтобы родители помогали учителю-логопеду в работе с детьми, их необходимо «впустить» в образовательный процесс. В данное время нет строгой регламентации работы с родителями : темы собраний и формы работы с ними не определяются и строго не регламентируются. Поэтому учитель-логопед сам в праве определять проблемы интересующие родителей, тему, вид и форму работы с ними. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития.
Анализируя работу с родителями и эффективность коррекционного обучения детей с нарушениями речи, мы пришли к выводу, что осознанное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс, позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны окажутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Данная работа базировалась на разработках и исследованиях Бачиной О. В., Самородовой Л. Н., Щукинойь Е. С., рекомендациях и опыте работы учителей-логопедов, предоставленных в журналах «Логопед», «Дошкольная педагогика» и в результате личных наблюдений и анализах исследований.
Выдающие педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Я. А. Коменский в помощь матерям создал первую энциклопедию, И. Г. Пестолоцци – руководство для матерей. К. Д. Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
Как отмечал Л. С. Выготский, «в сотрудничестве, под руководством, с чьей - то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т. е. богатства…органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания, т. е. от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу».
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в педагогическом процессе важно не по тому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития собственного ребенка.
Практика работы в ДОУ показывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
В рамках работы с родителями нами была организована «Школа для родителей», где взрослые совместно с детьми обучались теоретическим практическим методам, приемам работы с детьми с ТНР.
Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть серьезные проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны, и как ему помочь? В связи с этим, а, также следуя основным положениям ФГОС, одним из направлений помощи детям с нарушениями речи является работа с родителями. Используя в своей работе разнообразные формы работы с родителями детей с речевыми нарушениями, решили использовать еще одну - это технология создания портфолио дошкольника в котором принимали участие педагоги группы, родители и их дети с нарушениями речи.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. У дошкольников с речевыми нарушениями взаимодействие с социальной средой затруднено. Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы.
Поэтому в работе с детьми с нарушениями речи деятельность педагогов направлена не только на устранение речевого дефекта и развитие познавательных процессов, но и на социализацию ребенка в коллектив, посредством создания интегрированной модели взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательного процесса.
Одним из направлений в работе с родителями мы решили использовать такую форму работы как совместное создание Портфолио ребенка с речевыми нарушениями.
Придерживаясь требованияй ФГОС ДО, где говорится, что педагог «создает условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации…», и «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии…» Поэтому, данную работу решили вести с позиции как «Технология портфолио как технология позитивной социализации детей с нарушениями речи».
Позитивная социализация – это процесс, основанный на положительных общечеловеческих ценностях, который позволяют ребенку успешно взаимодействовать с окружающим миром, проявлять самостоятельность и инициативу, получение нового опыта с радостью и удовольствием за счет положительных эмоций.
Портфолио дошкольника в нашем случае – это книга, досье, папка ребенка о себе, членах его семьи, его увлечениях, интересах, открытиях, успехах. Каждая страничка - это опорная схема, подсказка, алгоритм к составлению рассказа (презентации, которая помогает ребенку с речевыми нарушениями создать ситуацию успеха.
Значение портфолио – максимальное раскрытие индивидуальных способностей, формирование установки на творческую деятельность, развитие речи ребенка и познавательных интересов.
Цель портфолио – систематизация и фиксация информации о ребенке и результатов его развития, создание условий для развития речи, способностей, интересов, личностных качеств дошкольника.
Задачи:
1. Создать для каждого ребенка с речевыми нарушениями ситуацию успеха;
2. Поддерживать интересы ребенка к различным видам деятельности;
3. Поощрять активность и самостоятельность;
4. Формировать коммуникативные навыки ребенка и позитивной социализации ребенка в коллектив;
5. Формировать предпосылки учебной деятельности;
6. Содействовать индивидуализации образования;
7. Укреплять взаимодействие с семьями воспитанников.
Вид портфолио – тематическое в виде папки.
Условия создания портфолио обговаривалось с родителями и детьми и выведено в Правила заполнения порфолио (добровольность, систематичность сбора информации, удобство в хранении и использовании портфолио, учет мнения ребенка, доступность изложения информации ребенком, с учетом его речевых особенностей, красочность и яркость оформления)
Структура портфолио:
• Метка, придуманная и нарисованная ребенком
• Титульный лист
• 1 стр. Давайте познакомимся
• 2 стр. Моя семья
• 3 стр. Дом, в котором я живу
• 4 стр. Моя любимая игрушка
• 5 стр. Мое любимое домашнее животное
• 6 стр. Моя родословная
• 7 стр. Мой папа
• 8 стр. Мамочка любимая моя
• 9 стр. Любимый праздник Новый год
• 10 стр. Любимое время года
• 11 стр. Любимое национальное блюдо
• 12 стр. Мои успехи
• 13 стр. Мои первые книжки
• 14 стр. Мои первые эксперименты
• 15 стр. Наши пожелания (пожелания детям специалистов и воспитателей группы)
Алгоритм работы над портфолио:
1. Постановочный этап:
• Постановка цели;
• определение вида портфолио;
• определение структуры;
• определение временного отрезка (2 года)
Информирование участников процесса:
• Проведение консультации для родителей;
• Консультация с воспитателями и специалистами ДОУ;
• Беседа с детьми.
2. Поисковый этап:
• Сбор информации, оформление страниц портфолио;
• Презентация страницы портфолио перед детьми группы и педагогами.
3. Заключительный этап:
• Презентация серий страниц порфолио;
• Презентация портфолио в группе перед сверстниками, перед педагогами, перед родителями.
Показатели достижений:
1. Улучшили уровень качества коррекционной готовности дошкольников.
2. Обеспечили тесное сотрудничество с семьей.
3. Создали благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей.
4. Повысили уровень включения родителей в деятельность работы группы.
5. Создали для каждого ребенка с речевыми нарушениями ситуацию успеха;
6. Поддержали интересы ребенка к различным видам деятельности;
7. Поощрили активность и самостоятельность;
8. Сформировали коммуникативные навыки ребенка и позитивной социализации ребенка в коллектив;
9. Сформировали предпосылки учебной деятельности;
10. Содействовали индивидуализации образования.