Зобова Ольга Владимировна
Конспект занятия «Состав и свойства песка»
Тема занятия «Состав и свойства песка»
Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами песка, развивать познавательную активность детей.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом;
- дать представления о свойствах песка;
- формировать умение осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать? Что я умею? Что сделано).
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия „Состав и свойства песка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- создать условия для развития у детей внимания, памяти, мышления;
- развивать самостоятельность, умение работать в паре;
- развивать умение аргументировать свои суждения, делать выводы;
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- способствовать развитию у детей познавательного интереса к самостоятельной исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- закреплять навыки организованного поведения на занятии;
- способствовать формированию интереса, доброжелательности, инициативы, ответственности, навыков сотрудничества и культуры общения со сверстниками;
- способствовать воспитанию нравственно-волевых качеств;
- соблюдать меры безопасности;
Словарная работа: исследователи, лаборатория, летучесть, сыпучий.
Материалы и оборудование: стаканчики, песок, лупы, баночки, сито, иллюстрации (лаборатории, лаборанта, песочные картины, Старичка-Боровичка, карточки-схемы со свойствами песка, бутылка с песком на каждого ребенка, мерные ложки, мультимедиа, ноутбук, фартуки, шапочки, очки.
Ход.
Почтальон приносит в группу письмо.
Вос-ль: ребята, нам пришло письмо. Как узнать, откуда оно пришло?
Дети: можно спросить у почтальона, прочитать самому, можно посмотреть, что лежит в конверте… (воспитатель открывает конверт и достает фото Старичка-Боровика и письмо).
«Здравствуйте, ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок».
Вос-ль: Ну что, поможем выяснить, чем же удивителен песок?
Дети: Да! Поможем!
Вос-ль: А чтобы ответить на все вопросы, мы с вами будем экспериментировать, проводить настоящее исследование и изучать что-то новое.
Вос-ль: Кто такие исследователи? (это люди, которые что-то изучают, исследуют, смотрят в микроскоп, пишут научные труды) Давайте сегодня станем исследователями.
Вос-ль: Итак, мы с вами исследователи. Кто из вас знает, что такое лаборатория? (пока отвечают дети, открыть экран с иллюстрациями. Это место, где ученые ставят опыты и проводят эксперименты. Давайте из всего множества картин исключим те, которые не относятся к понятию лаборатория). Вы все правильно сказали, и сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию. (открыть пеленку)
Вос-ль: Прежде, чем мы приступим к исследованиям, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории: Все вещества находятся в стеклянных колбах, бутылках, поэтому нужно быть очень осторожным, внимательным, аккуратным, не торопливым. В лаборатории проводят опыты и эксперименты с разными веществами, в том числе и с ядовитыми. Если ученые проводят опыты и эксперименты с ядовитыми веществами, то они надевают на себя специальные защищающие их костюмы, маски, перчатки, очки. А что же будет объектом нашего исследования? (песок). Да, вы правы, сегодня мы будем исследовать песок. И я хочу напомнить еще одно правило, слизистая глаза очень чувствительная, легко ранимая, поэтому, лаборанты в первую очередь защищают глаза очками или защитным экраном. Итак, мы находимся в лаборатории, прежде чем приступить к опытам, исследованиям, я предлагаю вам надеть спецодежду.
Работа с лупой
Вос-ль: Обратите внимание вот на сосуд под №1. Что здесь находится? (песок). Давайте рассмотрим содержимое, прозрачные стенки позволяют нам это сделать. (рассматриваем, открываем, принюхиваемся). Понюхайте песок. Пахнет? (нет). Значит, сухой песок запаха не имеет. (для удобства снять маску) Давайте возьмем немного песка, насыпем на разносик и рассмотрим. Удобно это сделать мерной ложкой. Мы знаем, что лупа увеличивает предметы, воспользуйтесь ей. Как выглядят песчинки? Попробуйте рассмотреть только одну песчинку. Они скреплены между собой или нет? (песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпается). Какого они цвета? (темные и светлые). В баночке №2 тоже песок. Давайте и его рассмотрим. Песок в баночке под №1 отличается чем- нибудь от песка в баночке под№2? (на первый взгляд нет, возьмите лупу) Одинаковые песчинки или нет? (нет, есть крупные и мелкие). (свойство определили – картинку)
Вос-ль: А давайте через воронку попробуем пропустить песок (показывает, он сыпется! Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий). Ребята, вы видели такое явление, когда дует сильный ветер и песок разлетается в разные стороны, что это за свойство песка (летучесть, показываю при помощи трубочки). Представьте, что вы песчинки, а я ветер и я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (песчинки легкие).
Вос-ль: Давайте сделаем вывод: песок – сыпучее вещество, отдельные крупинки между собой не скреплены и они разные по размеру и он не пахнет, а так же разлетается в разные стороны, если подует сильный ветер (карточки висят).
Вос-ль: Ребята, скажите, что можно делать с песком (играть, строить, лепить куличики). Правильно, а еще с помощью песка можно рисовать. Вы же рисовали палочкой, пальчиком на песке. И вот сейчас я вам предлагаю поиграть, порисовать с волшебными песчинками. Рисовать будете на этих коробочках, чтобы песок не разлетелся. А вместо кисточки и красок у вас будет… Сейчас мы с вами начнем работать с песком и я напоминаю вам, что песок имеет свойство летучести и прошу быть вас очень аккуратными. Дети рисуют песком под музыкальное сопровождение. (дети смотрят друг у друга получившиеся картины)
Я тоже буду рисовать. Посмотрите, что получилось? (картина). Почему на моей картине песчинки остались? Мы только с вами выяснили, что песок сыпучий, он должен сыпаться. Ответы детей и рассказать секрет: я на лист бумаги наклеила двусторонний скотч, он-то и приклеил к себе кристаллы песка. (показ песочных картин картин).
Рефлексия
Вос-ль: Что мы хотели сделать вначале занятия? (помочь Старичку-Боровичку выяснить о песке).
Вос-ль: Что мы делали? (исследовали). Что было объектом исследования? (песок).
Вос-ль: Помогли мы Старичку-Боровичку выяснить удивительные свойства песка? (да, помогли). Что мы для этого делали? (опыты, исследования). Но это, ребята, не все удивительные свойства песка. С остальными мы познакомимся в следующий раз.
Вос-ль: Ребята, нам с вами надо как – то отчитаться перед Старичком-Боровичком, что мы тут выяснили, узнали. Как нам это сделать? Как вы думаете, если нам приготовить мини-книжку «Удивительный песок», куда мы занесем зарисовки сегодняшних исследований и тех опытов, которые будут еще и подарить ее Старичку-Боровичку. Это будет хорошая идея, ли нет? Старичок-Боровичок рассмотрит нашу книжку и похвастается своему другу, что мы помогали ему. Так же вы дома можете провести опыты, но вместо песка взять сахарный песок или крупу манку. Вот интересно, такие же у них будут свойства, или нет? Спасибо вам за работу.