Татьяна Туева
Конспект занятия по ФЭМП «Состав чисел 3 и 4» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Познакомить детей с составом чисел 3 и 4. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Обогащать полученные знания детей о числе. Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Демонстрационный материал: фланелеграф, наборное полотно; Аппликация — дерево, на котором «растут» карточки с цифрами 1 (красного цвета, 2 (жёлтого цвета, 3 (синего цвета); картинки с изображением зверей (4 ежа, 3 ежа, 2 белки, 1 лиса); цифры от 1 до 4; молоточек.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Состав чисел 3 и 4“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 3. Состав числа три, счёт до трех
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Раздаточный материал: палочки, касса для цифр или математический набор.
Ход занятия.
На наборное полотно выставляется цифра 3. Воспитатель читает стихи С. Маршака: «Тройка, третий из значков, состоит из двух крючков». Спрашивает: «Как понимать выражение «третий из значков»? Какие это знаки?» Вызванный к доске ребёнок выкладывает на наборном полотне слева столько красных кружков, сколько соответствует цифре 3. (Остальные дети выполняют задание в своих кассах.) Вопросы: «Какая цифра стоит перед цифрой 3? Эта цифра меньше или больше 3?». Задание: отсчитать и выложить в кассе столько синих кружков, сколько соответствует цифре 3.
Воспитатель предлагает детям взять в правую руку две палочки. Спрашивает: «Сколько ещё палочек надо взять, чтобы стало три? Какую геометрическую фигуру можно составить из этих палочек? (Треугольник.) Почему эта фигура называется треугольником? В названии каких сказок встречается цифра 3?». («Три поросенка», «Три толстяка» и др.)
Задание: расставить цифры 1, 2 и 3 по порядку. Вопросы: «Какая из этих цифр обозначает большее число? Какая — меньшее? Какие цифры идут при счёте раньше, чем цифра 3?».
Нарисуйте его под рисунком для числа два. Теперь я рисую множество из трёх. Что это скрыто за точками, Саша? А у тебя, Ира? На какие группы можно его разбить? Да, один и два. Можно ли по-другому? Нарисуйте в альбомах это разбиение.
«Смотрите, какое интересное дерево,— говорит педагог. — На нем вместо фруктов выросли цифры разного цвета. Рядом с деревом — письмо (читает): «Сорвешь красную цифру хлопни на один раз больше, синюю сорвешь — назови сказку, где встречается эта цифра; сорвешь жёлтую — назови «соседей» этой цифры». Вызванные дети выполняют задания.
Затем выставляет на наборное полотно цифру 4, называет её и спрашивает, за какой цифрой она идёт при счёте от единицы. Читает стихи С. Маршака: «За тремя идёт четыре, острый локоть оттопырив.» Задает вопрос: «Цифра 4 показывает число большее или меньшее, чем цифра 3?» Даёт задание: отсчитать четыре квадрата и положить их на наборном полотне слева. Найти цифру 4 и положить её справа. Под квадратами положить круги — на один меньше. Вопросы: «Сколько кругов? Сколько квадратов? Чего больше — квадратов или кругов? На сколько число 4 больше числа 3?».
Обращает внимание на фланелеграф, где бессистемно разложены изображения зверюшек. Дает задание расположить зверюшек так, чтобы их было удобно сосчитать. Один вызванный ребёнок раскладывает картинки, другой под ними ставит соответствующую цифру. Вопросы после выполнения задания: «Какая цифра показывает на самую большую группу животных? Какая цифра показывает на самую маленькую группу? Что показывает цифра 2 (3, 4? Назовите цифры по порядку».
Воспитатель оставляет на фланелеграфе только нижний ряд картинок и цифр (1 лиса, 1 белка, 1 заяц, 1 ёж). Спрашивает: «Какие зверюшки остались? Сколько лисичек (белок, зайцев, ежей? Сколько всего зверюшек? Какое число можно составить из единиц?»
Задание: поставить справа цифру, соответствующую числу, составленному из единиц, а слева столько единиц, сколько их содержится в числе 4. Под цифрой 4 расположить цифру 3, а слева — столько единиц, сколько содержится в числе 3. Вопросы: «Какое число содержит больше единиц: 3 или 4? Какая цифра показывает большее число, какая — меньшее?».
Игра "Считаем звуки". Выбранный ведущий, в руках которого молоточек, даёт задания (удары молоточка дети слушают с закрытыми глазами):
1) покажите цифру, соответствующую количеству услышанных звуков;
2) отсчитайте столько палочек, сколько звуков услышите, и выложите из них фигуру. Какая фигура получилась? (Квадрат.) Положите внутри квадрата цифру, которая показывает число составляющих его палочек;
3) покажите цифру, которая обозначает число на 1 больше, чем количество ударов молоточком.
Работа в альбоме с цифрой 4.