Лучший педагог года

Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ

Занина Екатерина
Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ

В нашем детском саду на сегодняшний день оказываются дети не только с нарушением речи, опорно – двигательной системы, но и те категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучатся и быть адаптированными к условиям обычного детского сада – дети с расстройством аутистического спектра (РАС).

Публикация «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ» размещена в разделах

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально – поведенческими расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.

Группу детей с РАС посещают пять детей. У ребят наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими, и как результат – нарушение социальной адаптации.

Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых условий, которые в нашем детском саду имеются.

С нашими детьми работают такие специалисты, как педагог – психолог, учитель – дефектолог, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель и, конечно, медицинский персонал.

Работа с данной категорией детей ведё тся по следующим направлениям:

- осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребёнка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;

- разработка и реализация индивидуальных программ обучения и воспитания детей, на основе адаптированных коррекционно – развивающих программ;

- взаимосвязь узких специалистов МАДОУ 2 и родителей;

- комплексная психолого – педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребёнком с РАС;

- взаимодействие с врачами – специалистами с целью контроля над состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;

- просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью консультаций.

Построение коррекционно – развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребёнка.

Коррекционная работа с детьми с РАС проводится в два этапа:

1. Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребёнка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.

2. Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребёнка, обучение его правильному поведению.

Первым шагом в работе служит установление с ним эмоционального контакта.

Для этого мы организуем ситуацию общения так, чтобы она для ребёнка была комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия.

В работе с детьми с РАС, придерживаемся таких правил:

1. Взаимодействуем с ребёнком, только когда он готов к этому.

2. Принимаем его таким, какой он есть.

3. Улавливаем изменения в поведении ребёнка, не даём ему выйти в деструктивную деятельность.

4. Придерживаемся режима дня.

5. Соблюдаем ежедневные ритуалы.

6. Вступаем в тактильный контакт с ребёнком, только когда он сам просит об этом.

7. Не повышаем голос и не издаём громких звуков.

8. Не выпускаем ребёнка из поля своего зрения. Ребёнок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

Для того, чтобы проследить динамику развития, специалистами и воспитателями группы ведутся «Дневники наблюдений», «Карты развития».

Мы понимаем, что выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и в дальнейшем работать, без опыта коллективных игр и совместной деятельности, специально созданных условий, представляется крайне затруднительным для детей данной категории.

Деятельность психолога, сопровождающих детей с РАС является основным носителем представлений об особых образовательных и социальных потребностях ребёнка.

Педагог – психолог консультирует и сопровождает других специалистов и нас: воспитателей.

Ребёнок с РАС имеет огромные трудности именно при эмоциональной адаптации, и поэтому педагог – психолог оказывает психологическую помощь, а именно:

- формирует границы взаимодействия;

- помогает в организации обучения;

- формирует коммуникативные навыки в стереотипных ситуациях и их гибкое изменение;

-ведёт индивидуальную работу с ребёнком, направленную на формирование представлений о себе и других людей;

- ведёт работу с семьёй и координирует её взаимодействие со специалистами.

Именно психолог помогает нашим детям в формировании границ коммуникаций, выстраивает простые отношения с детьми и взрослыми с учётом определённых правил поведения, не нарушающих интересов другого человека.

Работа психолога с родителями ребёнка с РАС строится с учётом понимания тех трудностей, с которыми сталкивается семья, и на понимании специфики конкретного варианта аутистического расстройства. Также психолог обсуждает с родителями возможности как основной (в МАДОУ, так и дополнительной (вне её стен) помощи, в том числе и медицинской.

Деятельность учителя-дефектолога

Главными задачами учителя-дефектолога при работе с детьми с РАС являются:

1. Создание адекватно организованной среды, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с ребенком.

2. Организация и визуализация времени. Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности.

3. Структурирование всех видов деятельности. Основное направление работы здесь – это формирование у детей в дошкольном возрасте продуктивной деятельности и навыков взаимодействия и формирование стереотипа учебного поведения в дошкольном возрасте.

4. Преодоление неравномерности в развитии.

Данная задача решается посредством использования специальных методик и программ, а также применением специальных и специфических методов, способов и приемов обучения (например, альтернативная и облегченная коммуникация, глобальное чтение).

При работе необходимо учитывать следующее:

- преобладание наглядных средств преподнесения материала;

- рациональное дозирование информации;

- адекватный возможностям восприятия темп подачи материала;

- использование адаптированных текстов;

- вариативность уровня сложности заданий.

5. Организация режима коммуникативного общения. Особое внимание должно уделяться работе над расширением словарного запаса и развитием понятийной стороны речи. Детям необходимо подробно объяснять смысл заданий, а также то, что от них ожидается. Следует проговаривать с ребенком с РАС все события дня, важные моменты жизни.

6. Сопровождение образовательного процесса. Данный вид деятельности имеет несколько направлений:

а) Составление индивидуального учебного плана.

б) Мониторинг прогресса учащегося. Это дает возможность регулярно отслеживать динамику достижений ребенка в образовательной и социальной областях и своевременно вносить коррективы в намеченную деятельность.

Учитель-дефектолог заботиться о том, чтобы рекомендации, соблюдались всеми участниками образовательного процесса.

в) Помощь ребенку в освоении программного материала и ликвидация пробелов.

Этот вид деятельности осуществляется преимущественно на индивидуальных коррекционных занятиях.

г) Освоение воспитанником программного материала в индивидуальном режиме.

д) Организация процесса включения воспитанника в групповую форму.

7. Социально-бытовая адаптация.

Все полученные умения и навыки необходимо закреплять и переносить в различные жизненные ситуации. Работа по улучшению социальной адаптации идёт в тесном взаимодействии с педагогом и родителями ребенка.

Помощь ребенку с РАС учителем-дефектологом оказывается до тех пор, пока ребенок в ней нуждается. Положительным результатом работы считается тот момент, при котором ребенок все меньше нуждается в развернутой помощи. С ростом его самостоятельности сопровождение дефектолога сводится к минимуму помощи и поддержки. Результат всегда индивидуален и в каждом конкретном случае зависит от потенциальных возможностей ребенка, которые развиваются в процессе воспитания и обучения.

Деятельность учителя-логопеда

Задачи деятельности учителя-логопеда как специалиста сопровождения также чрезвычайно разнообразны.

С одной стороны, ребенок с РАС может иметь и признаки фонетико-фонематического недоразвития, и особенности звукопроизношения, что требует специальной, хорошо разработанной в логопедии коррекционной работы.

С другой стороны, речь такого ребенка чрезвычайно специфична. Это касается всех ее аспектов.

1. Работа над просодической стороной речи, ее мелодическими и ритмическими компонентами неотрывно связана с пониманием речи.

2. Другим направлением деятельности логопеда является специально организованная работа над пониманием сложноорганизованной устной речи и над пониманием прочитанного (самим ребёнком или взрослым) материала.

Мы хорошо знаем, что даже если ребенок с РАС умеет читать, обычно читает он крайне монотонно, не соблюдая знаков препинания и границ предложения, что является одной из причин трудностей понимания прочитанного. Работа логопеда по формированию навыков интонированного осмысленного чтения в большой степени будет содействовать учебной адаптации ребенка с аутистическим расстройством.

3. Помимо этого, важная часть работы учителя-логопеда - формирование у ребенка коммуникативной стороны речи, умения работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы по существу, развитие у ребенка умения поддерживать диалог и даже инициировать его. Понятно, что над коммуникативной стороной речи работает не только логопед. Но по началу именно он на своих занятиях способствует созданию определенных коммуникативных стереотипов, которые в последующем ребенок с помощью психолога и воспитателя (тьютора) сможет переносить в более широкие коммуникативные ситуации.

4. С ребенком проводится работа по формированию фонетико-фонематического восприятия, что также будет отражаться на развитии письменной речи.

5. Коррекция звукопроизносительной стороны речи не является задачей первой необходимости, часто именно эта работа логопеда вызывает негативные реакции ребенка, особенно если она требует с ним тактильного взаимодействия.

С нашими детьми предстоит очень долгая работа, для того, чтобы они могли социализироваться в обществе.

-

Публикации по теме:

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ
Опубликовано: 16 октября 2021 в 08:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Занина Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД