Аксинья Мастренко
Краткосрочный проект в младшей группе «Солнечный лучик»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Уголек» г. Волгодонска
Краткосрочный проект
«Солнечный лучик»
(группа №10)
Разработали:
Воспитатели
Мастренко А. А.
г. Волгодонск, 2021 г.
Участники проекта : Воспитатель, дети младшей группы, родители.
Срок реализации: 4 недели
Тип проекта : краткосрочный, информационно – исследовательский.
Первый этап:
Публикация «Краткосрочный проект в младшей группе „Солнечный лучик“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Проблема: Какого цвета солнышко? Какой формы солнышко? Как солнышко влияет на природу? Для чего нужно солнышко?
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта : Тема данного проекта была выбрана чтобы закрепить знания о солнышке. Элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети.
Цель проекта : Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи проекта :
1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
4. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».
Предварительная работа:
Беседы с детьми, для выявления знаний детей о солнце.
Просмотр картин известных художников, на которых изображено солнце.
Репродукции «солнечных» картин
— «Солнечный день» И. И. Левитан,
— «Восход солнца в Феодосии» И. К. Айвазовский,
— «Солнечный свет в парке» А. И. Куинджи,
— «Закат в степи на берегу моря» А. И. Куинджи,
— «Закат, Кашмир» Н. Рерих,
— «Впечатление, восход солнца» Клод Моне,
— «Солнце» Эдвард Мунк, и другие.
Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «солнца», иллюстративный материал.
Раньше всех оно встает,
Всем светить не устает,
Заглянет в каждое оконце,
Это — ласковое (солнце).
Подготовка атрибутов для игр, занятий.
Второй этап:
Виды деятельности Тема
1. Чтение художественной литературы Чтение и заучивание потешки «Солнышко», «Солнечный зайчик»,
2. Двигательная Подвижная игра «Солнечный зайчик»
3. Коммуникативная Дидактическая игра «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям)
4. Познавательно – исследовательская Наблюдение за изменениями в природе Ознакомление с правилами нахождения детей на солнце
5. Продуктивная Проведение занятий рисования и лепки по теме «Солнышко»
6. Музыкально - художественная Разучивание песни «Солнышко лучистое»
7. Двигательная Малоподвижная игра «Построй солнышко»
8. Познавательно – исследовательская Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома)
9. Познавательно – исследовательская
10. Двигательная Эксперимент «Холодно – тепло», Солнечная лаборатория
Малоподвижная игра «Построй солнышко»
Третий этап:
Презентация материалов проекта
Подведение итогов проекта.
Подготовка презентации по фотографиям.
Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.
Четвё ртый этап:
Ожидаемый результат:
- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.
- познавательный интерес к экспериментам;
- развитие у детей наблюдательности.
Продукты проекта : выставка рисунков.
Результаты реализации проекта
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о солнце, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали солнышко, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о солнце и ее свойствах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе пополнена предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта, выполнены.
Заключение:
Данный проект является важным и интересным для воспитания дошкольников, через его реализацию формируются понятия о солнце, правила поведения и его влияния на здоровье человека. Понятие детей к красоте солнца в окружающем мире, необходимости его важности в природе. Наблюдения проводились на территории дошкольного учреждения.
Полученные результаты:
значительно повышен уровень знаний и представлений по вопросам проекта, повышена познавательная активность детей;
в совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности
проявляется интерес к неживой природе, к воде;
освоены новые подвижные и дидактические игры, загадки и стихотворения;
Дети получили удовольствие от выполненной работы в коллективе;
Активизирован словарный запас детей по теме проекта;
укреплено и развито взаимодействие с родителями.
Использованная литература:
1. Программно – методическое обеспечение: «Детство». Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
2. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО ПРЕСС», 2017. – 128с.
3. Художественное творчества. Освоение содержания образовательной области по программе «Детсво» : планирование, конспекты. Первая младшая группа / авт. -сост. Н. Н. Леонова. -Волгоград: Учитель. -169.
4. Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий/Д. Н. Колдина. – М. ,2009.
Приложение 1
Занятие по лепке на тему «Солнышко»
Цель занятия:
Продолжать учить надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы: листы картона синего и голубого цвета по количеству детей, пластилин желтого цвета.
Ход занятия:
Перед началом занятия необходимо подготовить основу – «солнышко в небе». Для этого скатать из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющив его, придавить к картону в центре листа. Раздать детям заготовки.
Воспитатель: У вас на картинках голубое небо. А в небе светит солнышко. Только оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что у солнышка нет лучиков.
Воспитатель: Давайте ему поможем и сделаем лучи.
Предложить детям нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз ил в сторону – так получится солнечный лучик.
Воспитатель: Вот какой получился луч! Давайте сделаем солнцу много лучиков! Теперь оно светит ярко!
Предложить детям работать самостоятельно. Чтобы лучи получились длиннее, надо посильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку.
В конце у детей нужно спросить какое у нас получилось солнце (лучистое, яркое).
Приложение 2
Занятие по рисованию на тему «Солнышко»
Программное содержание: учить рисовать солнышко, учить элементам композиции, закреплять цвет, форму, учить закрашивать внутри контура, воспитывать интерес к окружающему миру, создать радостное настроение, развивать воображение.
Предварительная работа: наблюдение, рассматривание иллюстрации, беседа.
Материалы: картинки солнышка, дождика, гуашь желтого цвета, кисточки, альбомы, салфетки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте её отгадать:
Круглое, теплое,
Красивое, доброе
Всем светит,
Всем греет,
Всех веселит,
Всем здоровья дарит.
Дети: Это солнышко.
Воспитатель: Правильно, ребятки, это солнышко (показывает картинку солнышка). Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик» (проводится игра включается веселая музыка).
Воспитатель показывает картинку солнышка и приглашает детей на прогулку, дети гуляют под музыку. По сигналу «дождик» (воспитатель показывает картинку дождика, дети прячутся под зонт) - игра проводится два раза.
Воспитатель: Вот и вновь появилось солнышко (читает стихотворение).
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес
И такое чистое,
Доброе, лучистое
Если б мы его достали
Мы б его расцеловали.
Воспитатель: Давайте улыбнёмся солнышку и пошлём ему воздушный поцелуй. Ребятки, а что можно сказать про солнышко. Какое оно? (показ образца солнца).
Дети: Доброе, ласковое, круглое, жёлтое.
Воспитатель: А теперь давайте нарисуем солнышко (дети садятся за столы). Посмотрите, как я нарисую солнышко (берёт гуашь, круговыми движениями рисует солнце на листе бумаги т. е. показывает приёмы изображения солнца). А теперь вы нарисуйте солнышко.
Дети рисуют. Воспитатель наблюдает за их работой, если необходимо помогает, задаёт вопросы, например: «Катя, какого цвета у тебя солнышко?»
Когда работа закончена воспитатель хвалит рисунки детей и приглашает на прогулку: «Вы хотите теперь посмотреть, как я умею рисовать солнышко на дорожке мелом?»
Приложение 3
Физкультминутка «Я на солнышке лежу»
Цель:
1. Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.
2. Спеть детям «Песенку львенка и черепахи», сопровождая ее соответствующими движениями. Когда малыши хорошо запомнят текст и сопровождающие его движения, попросить их допевать пропущенные слова.
Я на солнышке лежу,
(медленно поворачивать голову из стороны в сторону)
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
Крокодил-дил-дил плывет.
(развести руки в стороны)
Носорог-рог-рог идет.
(ходить вперевалку)
Только я все лежу
(поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
(приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону)
Только я все лежу
(поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Приложение 4
Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Лучистое Солнышко»
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
(А. Барто.)
- Давайте покажем солнышку, как оно нам нравится.
Ходьба по кругу, взявшись за руки (15 с)
Ходьба в разных направлениях (10 с)
Бег по кругу (10с)
Ходьба по кругу (10 с)
Построение в круг.
Упражнение «Погреем руки на солнышке»
Исходная позиция: стоя ноги слегка расставлены, руки опущены.
Руки вперед, повернуть ладошками вверх – вниз.
Вернуться в исходную позицию. (повторить 5 раз). Темп умеренный.
Упражнение «Спрячь ладошки»
Исходная позиция: лежа на спине, руки прижать к полу – греем животики.
Поворот на живот – греем спинку. Можно повернуться на бок – погреть бочок (повторить 5 раз). Темп умеренный.
Упражнение «Радуемся солнышку»
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
8-10 подпрыгиваний на месте (2-3 раза, чередуя с ходьбой). Дыхание произвольное.
Упражнение на дыхание «Вырастим большими»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести: «У-х-х-х!» (повторить 4-5 раз)
Дети возвращаются в группу.
Приложение 5
Солнечная лаборатория
На прогулке в день осуществления проекта воспитатель может предложить дошкольникам поучаствовать в работе «Солнечной лаборатории», самим провести опыты с солнцем, понаблюдать за действием солнечных лучей.
Практический опыт будет возможен в безоблачную ясную погоду.
Варианты опытов:
1. Воткнуть палку в песочницу или землю, затем сделать заметку в том месте, куда падает тень от палки — прочертить тонкую линию или положить гладкую веточку, а через 15 – 20 минут проверить, сдвинулась ли тень.
2. Если это зимний день и есть снег, то сделать два снежных колобочка. Один положить на солнце, а другой в тени, в конце прогулки посмотреть какой из них начнет подтаивать или изменит свое состояние.
3. Положить на солнце (на скамейку) два гладких камня. Один из них накрыть ведерком, шарфом, дощечкой (на выбор). Через несколько минут проверить какой из камней стал теплым, а какой холодным.
4. Взять на прогулку зеркальце, кусочек фольги, блестящий фантик и попробовать пускать ими солнечных зайчиков. Какой зайчик будет ярче?
5. Взять на прогулку бутылочку с водой и накапать воду на асфальт или другую поверхность, освещенную солнцем, такое же количество воды накапать в тени. Наблюдать, где влага быстрее испарится.
6. Взять на прогулку черный и белый листы бумаги формата А-4, бутылочку с водой и ватные диски. Намочить ватные диски и нарисовать ими мокрые узоры на черном и белом листах, положить листы на солнце и наблюдать, на бумаге какого цвета узор быстрее высохнет.
7. В начале прогулки поставить малыша на солнце и обвести его тень мелом. В конце прогулки поставить ножками точно на то же место и обвести тень мелом другого цвета. Посмотреть, совпадают ли тень № 1 и тень № 2.
8. Взять на прогулку лупу, лист бумаги и попробовать сфокусировать солнечные лучи, выжигая узор. Посмотреть, задымится ли бумага.
9. Взять на прогулку пульверизатор и попробовать создать радугу, либо прогуляться к ближайшему фонтану.
10. Взять на прогулку два одинаковых носовых платочка или отреза ткани, намочить их. Один положить в тени, другой на солнце. Наблюдать какой быстрее начнет высыхать.
Стоит отметить, что для закрепления практических знаний, полученных в «Солнечной лаборатории» воспитатель должен обсудить с детьми каждое задание, результат полученного опыта, попросить детей самих рассказать какие они сделали выводы и почему.
Приложение 6
Ознакомление с правилами нахождения детей на солнце
Одно из важных направлений в проекте «Солнце» для дошкольников – ознакомление с правилами нахождения детей на солнце. Правила может зачитать вслух воспитатель, можно включить их в вопросы викторины, а можно нарисовать в виде памятки и разместить в группе.
1. Находясь на солнце, необходимо следить за временем! Длительное пребывание может быть опасно!
2. При длительном нахождении на солнце головной убор обязателен! Летом это может быть панама, косынка или бейсболка.
3. Одежда должна защищать от солнечных ожогов! Загорать на солнышке может быть опасно!
4. Если планируется длительная прогулка на солнце, то необходимо взять бутылочку с водой.
5. Для защиты кожи от вредных ультрафиолетовых лучей и предотвращения солнечных ожогов следует использовать специальные солнцезащитные средства, детскую косметику.