Томчик Инна Сергеевна
«Солнце — большая звезда». Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непосредственно образовательной деятельности
(конспект/технологическая карта НОД)
Выполнила:
Томчик Инна Сергеевна
воспитатель МБДОУ детский сад
«Журавушка»
г. Лянтор Сургутского р-на
Пояснительная записка
Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Публикация «„Солнце — большая звезда“, Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конспекты занятий
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
В качестве авторского практического материала мною представлен конспект НОД в форме технологической карты, направленный на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет).
Непосредственно образовательная деятельность для детей 4-5 лет разработана и проведена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева)
Тема:«Солнце - большая звезда».
Цель: Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.
Задачи:
Образовательные : Сформировать представление о Солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, уточнить знания детей о Солнце, как об источнике тепла и света для всего живого на Земле, сформировать представление детей о различиях между звездами и планетами.
Развивающие: Развивать логическое мышление, воображение детей, внимание и память, пространственные представления, уточнить знание детей о различиях между понятиями «круг» и «шар».
Воспитательные: Воспитывать любознательность, формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.
Предварительная работа с детьми: Беседы познавательного характера, игры-опыты, настольно-печатные игры, загадывание загадок, дыхательная гимнастика, чтение сказки К. Чуковского «Краденое Солнце», рассматривание с детьми схемы Солнечной системы.
Оборудование: Настольная лампа, презентация «Солнечная система», цветные картинки, зеркало, ванночка с водой, чистый лист бумаги.
Используемые методы: словесный, наглядный, практический.
Планируемые результаты:Дети умеют самостоятельно проводить опыты с солнцем (пускать солнечных зайчиков, создавать тень, цветные лучики, делать выводы по результатам опытов).
Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие». Ознакомление с окружающим миром.
Этап, его продол-жительность Виды деятельности,
задачи, формы работы, методы обучения Деятельность педагога Деятельность обучающихся, предполагаемый результат
I.Вводная часть НОД (3 мин) 1. Приветствие, беседа, проблемно-игровая ситуация, сюрпризный момент. Эмоционально настроить детей на предстоящую познавательную деятельность, ввести детей в проблемно-игровую ситуацию, актуализировать имеющиеся знания по теме.
Методы: словесный, наглядный. Педагог приветствует детей обращает внимание на стук в дверь (входит Карлсон).
Карлсон: Ребята, здравствуйте! Вы узнали меня (ответы детей).Я так рад вас видеть и я очень хочу что бы вы мне помогли!
Воспитатель: А чем же мы должны помочь тебе Карлсон?
Карлсон: Я хочу полететь на Солнце!
Воспитатель: На чем же ты собрался лететь на Солнце?
Карлсон: Как на чем? У меня же есть моторчик на спине, вот на нем и полечу!
Воспитатель: Ребята, может ли Карлсон полететь на своем моторчике на Солнце? Почему (ответы детей).
Педагог обращает внимание на интерактивную доску и предлагает просмотреть презентацию «Солнечная система»)
Воспитатель: Ну вот, ребята! Оказывается, Солнце так далеко от нас, что если бы мы вдруг смогли доехать до него на велосипеде, то нам потребовалось бы целых 3000 лет; если бы на машине - 1000 лет; на самолете мы летели бы до Солнца 20 лет (т. е. вы бы успели вырасти и стать взрослыми людьми за время полета); а на ракете - несколько месяцев и еще узнали, что Солнце такое раскаленное, что даже на расстоянии в несколько тысяч километров от него наш бедный Карлсон сгорит вместе со своей моторчиком. Солнце очень горячее. Такое горячее, что с его поверхности даже извергаются языки пламени.
Дети встают в полукруг, отвечают на вопросы.
Результат: дети проявили заинтересованность, включились в игровую деятельность. Определили приоритетным одно из решений проблемной игровой ситуации: найти воздух. Сюрпризный момент, проговаривание заклинания, волшебная музыка, превращение педагога в Ученого эмоционально настроило детей на предстоящую образовательную деятельность.
II. Основная часть НОД
(20 (15мин.) Опыт 1:
Цель: Раскрыть один из свойств солнца : солнце - это звезда, которая находится ближе других звезд и поэтому ее лучи согревают и освещают нашу планету.
Методы: словесный, практический. Воспитатель:
Солнце – это звезда. Оно излучает свет и тепло подобно электрической лампочке. С чем мы сравним свет Солнца (со светом лампы).
(дети встают в полукруг,приглушается свет в группе). Настольная лампа ставится на стол. Дети, вместе с Карлосом, подходят как можно ближе. Педагог берет цветную картинку и спрашивает: Хорошо ли вам видно картинку (ответы детей).
Дети отходят в другой конец комнаты и убеждаются, что при удалении от лампы свет становится все менее заметным и различать элементы рисунка все труднее.
Воспитатель: Теперь понятно, почему солнечный свет доходит до нас и мы хорошо видим Солнце (солнце находится близко к Земле). Дети объясняют причину посещения лаборатории Ученого. Дети надевают халаты. Один из детей подходит к столу и берет карточку с изображением глаза. Дети высказывают свои предположения
– активизируется речь, мышление, активизируется словарь.
Результат: дети выяснили, что воздух невидим, но при помощи опыта можно «увидеть» воздух, а люди дышат воздухом, который живет в легких. Появление Ученого, непосредственное участие каждого ребенка при проведении опыта позволило поддержать интерес детей в процессе образовательной деятельности.
Выбор ребенка карточки со стола Ученого с закодированным свойством воздуха позволило переключиться с одной деятельности к другой.
Подвижная игра
«Солнечные зайчики»
Развивать двигательную активность, внимание, быстроту реакции. Предотвратить переутомление, сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей. Способствовать переключению детей с умственной деятельности на двигательную.
Методы: словесный, игровой, практический.
Воспитатель: А давайте, ребята, мы с вами поиграем с Солнцем (ответы детей).
Педагог с помощью зеркальца пускает солнечных зайчиков на стене, дети с Карлсоном стараются их поймать. Дети выполняют действия в соответствии с заданием.
Результат: дети легко переключились с умственной деятельности на двигательную. Упражнение способствовало эмоциональному подъему настроения, двигательной активности, снятию умственного напряжения.
Опыт 2: Тень.
Цель: Познакомить детей с понятием света и тени.
Методы: словесный, наглядный. Во время игры, Карлсон увидел свою тень и спрашивает у педагога: Ой! А что это? Кто это? (показывает на свою тень).
Воспитатель: Карлсон! Это твоя тень! Разве ты не знаешь? Ребята, а вы знаете, что такое тень? Давайте мы с вами узнаем и покажем Карлсону, что же такое тень. (приглашает детей присесть полукругом на ковер). В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно. Это ваше отражение, называется оно тенью. Откуда это темное пятно? Как образуется тень (ответы детей : солнышко посылает на Землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, мы закрываем путь лучам, они освещают нас, но на Землю попадает наша тень).Тень образуется не только от тела человека, но и от любого непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей. Тени бывают разные. Тень может двигаться, стоять на месте, танцевать - одним словом, делать все, что делает тот, кому она принадлежит, но к сожалению, она всегда молчит. Вот какая она таинственная, молчаливая волшебница - тень (дети с Карлсоном сидя на полу играют с тенью). Один из детей подходит к столу и берет карточку с изображением уха.
Дети берут дудочки и дуют в них.
Дети высказывают свои предположения
– активизируется речь, мышление, активизируется словарь.
Результат. Дети выяснили при помощи опыта, как «услышать» воздух, раскрыли еще одно его свойство: воздух является проводником звуков.
Непосредственное участие каждого ребенка при проведении опыта позволило поддержать интерес детей в процессе образовательной деятельности.
Выбор ребенка карточки со стола Ученого с закодированным свойством воздуха позволило переключиться с одной деятельности к другой.
Опыт 3: «Волшебный лучик».
Цель: Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный.
Методы: словесный, наглядный. Воспитатель: Ребята! А давайте отгадаем загадку? (педагог загадывает загадку о радуге). Правильно, ребятки! Это радуга!И давайте мы вместе с вами сделаем ее? (ответы детей. Педагог предлагает детям присесть за стол у окна). В солнечный день наполняем ванночку с водой и ставим на стол у окна, чтобы на нее падали солнечные лучи. Отпускаем зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть опирается на край ванночки, а нижняя в воде - под углом. Взять лист бумаги и поместить его перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на бумаге не появится разноцветная радуга. Слегка покачать ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхнуть зеркало. Что мы видим теперь? Один из детей подходит к столу и берет карточку с изображением руки.
Дети берут по вееру и машут ими в сторону лица.
Дети высказывают свои предположения
– активизируется речь, мышление, активизируется словарь.
Результат. Дети выяснили при помощи опыта, как можно «почувствовать» воздух, узнали, что ветер – это движение воздуха.
Непосредственное участие каждого ребенка при проведении опыта позволило поддержать интерес детей в процессе образовательной деятельности.
Выбор ребенка карточки со стола Ученого с закодированным свойством воздуха позволило переключиться с одной деятельности к другой.
И девятая планета,
Под названием Плутон.
Карлсон: «Спасибо, ребята! Я все запомнил!
Мне пора лететь, до свидания!»
III.Заключи-тельная часть. Рефлексия.
(2 мин.) Подведение итога НОД.
Подведение итогов образовательной деятельности, формирование у детей элементарных навыков самооценки и взаимооценки.
Методы: словесный
Педагог предлагает детям рассказать, кому они сегодня помогли, какие опыты пришлось выполнить? Что они узнали о Солнце, ее особенностях, о его значении для человека и природы. Из каких планет состоит «Солнечная система»? При помощи какого опыта доказали опасность полета к Солнцу? Что они узнали о свете и тени? Как образуется радуга?
Воспитатель привлекает детей к подведению самоанализу, хвалит детей и благодарит за хорошую работу. Дети рассказывают о том, как помогли Карлсону, какие опыты сегодня выполняли? Какие из них им понравились больше всего.
Результат: воспитанники умеют словесно выражать свои мысли и чувства, дают самооценку.