Анастасия Александровна Ольшина
Конспект занятия учителя-дефектолога «Сокровище мнемотехники» для младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сокровище мнемотехники».
Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно – образная память, и запоминание, в основном, носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают факты, события, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Публикация «Конспект занятия учителя-дефектолога „Сокровище мнемотехники“ для младших школьников» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель:познакомить детей с технологией «Мнемотехника», обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Познакомить детей с приёмами мнемотехники;
2. Научить приемам работы с мнемотехникой;
3. Закрепить умение запоминать текст с помощью мнемотехники.
II. Развивающие:
1. Способствовать развитию основных психических процессов, таких как: память, внимание, образное мышление, творческое воображение, восприятие, влияющие на качество познания окружающего мира;
2. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
3. Способствовать развитию умения работать по образцу;
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
III. Воспитательные:
1. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
2. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, развитию интереса, мотивации к изучению нового.
Практическая значимость: Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно образовательной деятельности. Дети обучается в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Принципы:
1. Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка;
2. Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка;
3. Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания;
4. Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей.
Методы и приемы:
1. Словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);
2. Наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);
3. Практические (опыт, упражнение).
Виды детской деятельности:
1. Коммуникативная;
2. Познавательная;
3. Художественная.
Оборудование занятия :
I. Дидактический материал:
- Раздаточные материалы: карта (А1); 4 конверта на кнопке; ; 4значка «Якорь», 4 значка «Штурвал»; листы для рисования 4 шт. ; 3 сундука (бумажные);2 органайзера; фломастеры; клей – 4шт. ; кубики – 8 шт. ;ключ (из 6 частей); сундук с сокровищами.
II. Материально – техническое оснащение занятия :
- Мультимедиа; электронная доска; доска; ноутбук, cтолы; cтулья.
Планируемые результаты занятия :
1. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
2. Появляется желание пересказывать тексты и придумывать интересные истории;
3. Увеличивается словарный запас;
4. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Содержание образовательной деятельности
I. Вводная часть
Учитель :
- Здравствуйте, дети!
- Обратите внимание на экран и прочитайте пословицы.
Потерял … - потерял себя.
Время уходит —. остаётся.
Без … человек не сможет ничего вспомнить, не сможет сформулировать и двух идей.
- В них не хватает общего слова. Узнав какого, вы поймёте, чему будет посвящено наше занятие.
• А что такое память? Для чего она нужна человеку?
- Память – это способность нашего мозга сохранять и вспоминать важную информацию. Она помогает нам запоминать людей, места, события, а также учиться новым вещам.
- Память можно представить как сундук с сокровищами, в котором хранятся все наши воспоминания. Когда мы хотим что-то вспомнить, мы открываем этот сундук и ищем нужную нам информацию.
• Можно ли память тренировать?
- Сегодня мы научимся, как можно тренировать память, и отправимся вместе со мной в морское путешествие в страну Мнемотехники, чтобы добыть сокровище.
Учитель :
- Работать будем в командах. Первая команда - «Якорь», а вторая команда «Штурвал».
- У каждой команды должен быть капитан, выберите его.
Учитель :
-Мы можем отправляться в путь. Наш маршрут указан на карте.
- В путешествии мы познакомимся с правилами, которые помогут нам легче запоминать нужную информацию, азатем сможем добраться до сундука с сокровищами.
II. Основная часть
- Первый остров называется «Загадочный».
Учитель :
- Нас ждёт первое испытание.
Испытание №1.
Учитель :
-С помощью картинок – символов зашифровать пословицу.
Учитель :
- Первую пословицу разберём вместе со мной. В народе говорят:
«У медведя девять песен, и все про мёд»
-Как вы думаете, о чём это пословица? (Кто что знает, тот о том и поёт).
-Чтобы запомнить пословицу на каждое слово я использую картинку – символ.
- Вам понятно?
Учитель :
- Каждой команде нужно зашифровать свою пословицу и объяснить её значение.
- При её составлении вам помогут готовые картинки-символы.
- Возьмите жёлтый конверт.
«Яблоко от яблони не далеко падает» (Поступки детей очень похожи на поступки родителей)
«Семь раз отмерь – один раз отрежь» (Прежде чем что-то делать, нужно хорошо подумать);
Учитель :
- Прошу капитана команды «Штурвал» выйти к доске и показать работу.
Учитель :
- Команда «Якорь», как вы думаете, какая пословица вам представлена.
Учитель :
- Верно. Капитан, объясни её значение.
Учитель :
- А теперь попрошу выйти к доске капитана команды «Якорь» с работой.
Учитель :
- Команда «Штурвал», какая пословица представлена вам?
Учитель :
- Правильно. Капитан, объясни её значение.
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с первым испытанием!
- Каждая команда получает по части ключа от нашего сундука с сокровищами.
А все вместе мы узнаем:
Лучше запоминается то, что нам понятно.
Учитель :
- Теперь можем отправляться дальше.
Учитель :
-Мы подходим ко второму острову «Поэтический».
-Здесь нас ждёт следующее испытание.
Испытание №2
Учитель :
- С помощью картинок – символов зашифровать стихотворение.
Учитель :
- Разберём стих вместе. На каждое слово или маленькое словосочетание я буду рисовать картинки – символы, с помощью которых, можно будет запомнить текст.
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
в красных майках снегири.
Распушили пёрышки, греются на солнышке.
Головой верят, улететь хотят.
Учитель :
- Вам понятно, как нужно выполнить это испытание?
Учитель :
- Возьмите красный конверт.
1) «Под снежным покрывалом»
Под снежным покрывалом покоится земля
В краю большом и малом все снежные поля.
Бери скорее санки, из дома выбегай
Поедем утром рано кататься в снежный край.
2) «Космонавт»
В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит, и на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, реки, горы и моря.
Видит он весь шар земной, шар земной — наш дом родной
Учитель :
- К доске со своей работой прошу выйти двух участников команды «Штурвал».
Учитель :
А теперь прошу выйти к доске двух участников команды «Якорь».
Учитель :
- Обе команды на отлично справились со вторым испытанием и снова получают награду.
И узнаем новое правило:
Лучше запоминается то, что нам интересно.
- Отправляемся дальше.
Учитель :
- Мы приплыли к третьему острову «Сказочный».
-Нас ждёт крайнее испытание.
Учитель :
Испытание №3.
- Составить сказку.
Учитель :
- Данное испытание будет общим. Прошу обе команды подойти ко мне. Возьмите по одному кубику и встаньте в ряд. Каждый из вас должен будет бросить свой кубик вперед. С помощью картинок, которые вам выпадут, нужно будет составить сказку. А капитаны помогите правильного расставить последовательность.
Учитель :
- Какие вы все большие молодцы!
- Садитесь на свои места.
- Вы сумели справиться и с этим последним испытанием. И снова получаете награду (часть ключа).
И у нас следующее правило:
Лучше запоминается тогда, когда ты сосредоточен и внимателен.
Учитель :
- На протяжении нашего путешествия вы своей командой получали части от нашего ключа, которым сможем открыть главный сундук с сокровищами.
-Нужно сложить наши части ключа.
Учитель :
- Замечательно! Мы сумели собрать ключ.
Учитель :
-Теперь с помощью него мы сможем открыть наш сундук с сокровищами!
Учитель :
- Дети, эти сокровища вы заслужили, поэтому можете забрать их себе.
Учитель :
- Мы с вами совершили увлекательное путешествие, преодолели преграды и многому научились.
- Какие правила мы узнали во время путешествия?
Рефлексия:
Учитель :
- Ребята, на вашем столе лежат 3 флажка:
- Зелё ный флажок: Вам понравилось занятие, всё было понятно и интересно.
- Жё лтый флажок: Вы испытывали трудности и было что-то не понятно.
- Красный флажок: Вам было скучно и не интересно.
Поднимите флажки