МААМ-картинки

Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня

Татьяна Аверкина
Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня
▼ Скачать + Заказать документы

«Содержание познавательно – математической деятельности в режиме дня».

Каждый дошкольник - маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к математике. И главная задача педагогов, при ознакомлении с математическими понятиями, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, которая открывает широкие возможности для воспитания и обучения ребёнка. Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что формирование элементарных математических представлений следует осуществлять не только в организованной образовательной деятельности, но и в режиме дня с использованием игровых приемов. А так же приобретаемые по математике знания следует использовать в разных видах деятельности детей.

Публикация «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня» размещена в разделах

Сегодня я хочу рассказать вам о том, какую работу я провожу на закрепление математических представлений у детей в совместной с детьми деятельности в ходе режимных моментов.

Чтобы работа по формированию элементарных математических представлений в игровой форме была системной, я использую обычные режимные моменты. Это:

-проведение прогулок; - разные виды труда; - проведение математических досугов и развлечений; - проведение математических игр в свободной деятельности детей; - проведение сюжетно-ролевых игр; - проведение игр – драматизаций; - проведение утренней гимнастики и подвижных игр.

Прогулки – богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Одеваясь на прогулку дети выясняют, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация); сравнивают шарфы, определяют, у кого шарф длиннее, а кого короче. Мы обращаем внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка, шарфа.

В другой раз уточняем с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое.

Во время прогулок мы обращаем внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив). Собирая осенние листья, предлагаем детям выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые. Выкладываем из них шарфики для осени (длинные и короткие). Во влажном песке аккуратно делаем отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру. Упражняем в счете: считаем ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы, насекомых, птиц. Наблюдая, за транспортом уточняем геометрическую форму частей автомобиля, цвет, направление и скорость движения.

Мы организуем наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года, обращаем внимание на части суток, долготу светового дня.

Особое внимание уделяем постановке проблемных вопросов, созданию проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.

Мы создаем условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решали задачи. Каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего больше красных цветов или цветов всего?

Общественно-полезный труд, труд в природе, ручной труд являются теми видами деятельности, где эффективно мы закрепляем математические знания.

При сервировке стола, подготовке к занятиям создаем ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равной численности множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? Уточняем с детьми местонахождение столовых приборов и продуктов: тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка лежит справа от тарелки, вилка и нож – слева.

Руководя выполнением трудовых поручений, закрепляем у детей пространственное расположение предметов по отношению к себе, совершенствуем умение группировать предметы по определенным признакам.

Работа в уголке природы тоже дает богатый материал для закрепления знаний о числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. На глазах ребенка постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием : «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще 1. Сколько всего?

Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения. В уголке природы имеются дидактические игры на закрепление знаний о временах года, месяцах, частях суток.

В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно.

Математические конкурсы и досуги. Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические.

Во время проведения развлечений дети закрепляют математические знания в игровой, занимательной форме.

В нашей группе были проведены развлечения: «По грибы», «Построим зверятам домики», «Путешествие в страну математики». На таких развлечениях мы использовали разные виды дидактических игр:

- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей таинственностью, неизвестностью («Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?»). Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.

- Игры – соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть («Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т. д.)

Используем занимательные математические вопросы, которые способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие вопросы:

- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

Все эти игры и задания позволяют нам расширить и углубить математические знания дошкольников, активизировать их мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике.

Важное место в формировании математических представлений дошкольников отводим использованию дидактических игр и упражнений в свободной деятельности детей. С этой целью в группе создан Уголок математики. Игровой материал в нем систематически обновляется и меняется. Игра для ребёнка – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Проводимые нами дидактические игры выстроены с учетом усложнения программных задач по ФЭМП.

1. Игры с цифрами и числами для совершенствования навыков счета. («Убираем цифры», «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Найди пару»и т. д.)

2. Игры путешествия во времени. («Круглый год», «12 месяцев», «Когда это бывает?», «Живая неделька», «Какой сегодня день», «Мои первые часы»)

3. Игры на ориентирование в пространстве («Угадай, где стоит», «Нарисуй по описанию», «Найди предмет», «Как расположены фигуры»)

4. Игры с геометрическими фигурами («Найди фигуру», «Составь предмет»)

5. Игры на логическое мышление («Найди отличие», «Дорисуй фигуру», «Лабиринты»)

6. Игры – головоломки («Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо»)

Сюжетно - ролевые игры. Во время проведения сюжетно - ролевых игр закрепляем основные математические понятия.

Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием, позволяет закрепить с детьми знания о монетах, купюрах. Играя, дети незаметно для себя закрепляют состав числа, количественный и порядковый счет, упражняются ориентироваться в пространстве.

Количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний.

Игра «Зоопарк» дает возможность закрепить порядковые и количественные числительные: «Сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?»

В работе с детьми особое место отводится играм – драматизациям по сюжетам знакомых сказок. С помощью фольклорных сказок дети легче сравнивают игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста; устанавливают временные отношения, закрепляют знания порядкового и количественного счёта, а также определяют пространственное расположение предметов.

К тому же сказки помогают легче запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность.

При проведении подвижных, пальчиковых игр, утренней гимнастики используем считалки с математическим содержанием, так же закрепляем знания о временах года, учимся ориентироваться в пространстве (направо, налево, вперед, назад и т. д.)

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка, поэтому постоянно использую загадки, пословицы, скороговорки, стихотворения, сказки. Они дают большой эффект в обучении дошкольников математическим понятиям.

Таким образом, введения познавательно – математической деятельности в режим дня дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.

Литература.

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

2. «Математика для детей 6-7лет» Колесникова Е. В. 3. «Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа» И. А. Помораева, В. А. Позина

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект познавательно-практической деятельности «Приготовление винегрета»Конспект познавательно-практической деятельности «Приготовление винегрета» Конспект познавательно – практической совместной деятельности в подготовительной группе «Приготовление винегрета» Цель: Формирование.

Консультация для воспитателей «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня в ДОУ» Уже в дошкольном возрасте начинается вхождение детей в мир математики. Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование.

Мини-проект «Космос» в подготовительной группе. Содержание совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей Мини - проект Подготовили воспитатели подготовительной группы ГБДОУ №19 Центрального района г Санкт-Петербурга: Рулева Е. Ю. Прокопьева.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Содержание центра экспериментальной деятельности в группе общеразвивающей направленности от 4–5 лет по ФГОССодержание центра экспериментальной деятельности в группе общеразвивающей направленности от 4–5 лет по ФГОС .

Содержание парциальной образовательной программы по экспериментальной деятельности. Модуль1 «Вода»Содержание парциальной образовательной программы по экспериментальной деятельности. Модуль1 «Вода» Содержание парциальной образовательной программы. Модуль1 «Вода» Тема 1.1 «Живая вода» Содержание темы. Вода – бесцветная прозрачная.

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть ВеснаРабота в уголке природы. Весна – период пробуждения природы. Весна время ожидания цветения комнатных растений, изменения в поведении.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня
Опубликовано: 19 марта 2021 в 13:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Аверкина (УИ 855968) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД