Летяева Ольга
Организация учебного исследования с воспитанниками младшего дошкольного возраста по теме «Кошки»
▼ Скачать + Заказать документы
“Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста”
на тему:
“Организация учебного исследования с воспитанниками младшего дошкольного возраста по теме “ Кошки””
Выполнила:
Летяева Ольга Леонидовна,
воспитатель,
МБОУ лицей “Технический”
дошкольные группы,
г. о. Самары
Самара, 2018г
Конспект занятия-исследования с детьми младшего
Публикация «Организация учебного исследования с воспитанниками младшего дошкольного возраста по теме „Кошки“» размещена в разделах
дошкольного возраста по теме “ Кошки”
(I этап)
Структура занятия.
1. Выбор тем.
2. Составление плана исследования.
3. Сбор материала (сбор имперических данных).
4. Обобщение полученных сведений.
5. Доклад-презентация.
Ход занятия.
Педагог созывает детей и объявляет, что сегодня они будут учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.
Педагог выбирает помощника (любителя кошек; ребенок посещает выставки кошек и т. д).
Предлагает детям рассмотреть заготовленные карточки с различными изображениями - это и есть темы будущих исследований. Затем способствует включению детей в обсуждение по поводу выбора темы. При этом акцентрирует внимание детей на то, что выбирать надо что-то особенно привлекательное.
После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети останавливают свой выбор на теме “ Кошки”.
Выбранную карточку (с изображением кошки) они кладут на середину стола, а остальные аналогичные карточки (с “темами исследований”) убирают.
Педагог подводит новоиспеченных исследователей к тому, что их задача - получить (раздобыть) как можно больше новых сведений о кошке и подготовить о животном сообщение, т. е. небольшой доклад.
Педагог объясняет, что для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. А как это можно сделать? Из каких источников мы можем узнать что-то новое окошке?
- Что мы должны сделать сначала? Как вы думаете, с чего начинает исследование настоящий ученый?
В ходе обсуждения дети называют основные методы: “прочитать в книге”, “посмотреть по телевизору”, и др.
После того как кто-то из детей сказал о том, что новое можно узнать из книг, перед детьми кладется карточка с изображением этого метода исследования.
- Где еще мы можем добыть информацию о кошке? (Возможна помощь педагога)
Постепенно выстраивается цепочка методов исследования.
Те методы, которые остались не названными детьми, подсказывает педагог. Рассказывает о том, что существует много способов добычи информации - “методов исследования” - и дополняет ответы детей: “подумать самостоятельно”, “спросить у другого человека”, “понаблюдать”, “провести эксперимент”. (Карточки с обозначениями методов исследования раскладываются на столе в произвольном порядке).
- С чего начнем наше исследование? А что будем делать во вторую очередь; третью? далее?
И так выстраивается линия из карточек-методов: “подумать самостоя-тельно”, “спросить у другого человека”, “посмотреть в книгах”, “посмотреть по телевизору”, “понаблюдать”, “провести эксперимент”.
Информацию, которые дети добывают, можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать.
Педагог предлагает детям способ фиксации получаемых сведений: на маленьких листочках бумаги (они готовятся педагогом заранее) - ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки: рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения или специальные, изобретенные “на ходу” знаки и различные символы, которые помогут детям условно запомнить и скопить новую информацию о кошке.
- Напомнить детям, что первый из выделенных нами методов - “подумать самостоятельно”.
Подумав, дети делают вывод, что наше исследуемое животное (кошка) - “домашнее животное”. Для того чтобы эту идею зафиксировать (запомнить, рисуют на листочке изображения домика, человечка (в виде двух кружочков, дорисовав ручки и ножки - черточками) и кошки (кружочек, треугольные ушки и усики).
“Дом” и “человечек” будут служить напоминанием о том, что кошка живет в домашних условиях.
Следующая идея – “кошки бывают большие и маленькие”.
Дети отмечают и эту информацию на листочках. Рисуют два кружочка: один-большой, другой-маленький. К каждому пририсовывают треугольники-ушки и дорисовывают усики.
Затем, подумав, дети отмечают, что шерстка у кошки бывает разного цвета. Рисуют на другом листочке несколько кружочков один из них закрашивают, закрепляя для себя идею “о разноцветии кошек”.
Далее исследователи пришли к мысли, что кошки могут быть большими друзьями людей. Рисуют маленького человечка с большой улыбкой, а рядом с ним кошку.
“Спросить у другого человека” - следующий метод исследования и пункт нашего плана.
Педагог говорит о том, что вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Предлагает детям задать вопрос “умному человеку” - помощнику.
Дети получают информацию о том, что кошки очень выносливые (ведь некоторые кошки живут на улице, осторожные животные (их можно назвать вертолётами). Благодаря своему изворотливому хвостику, при падении с высоты, кошки всегда приземляются на лапки.
Поступившие идеи сразу зарисовываются в соответствующие им схематические изображения: например, кружок, к нему подрисовывается яркая волнистая линия - хвостик.
“Наблюдение и эксперимент”. Далее предлагается погладить кошку, понаблюдав, дети говорят о том, что видят (кошке нравится, когда её гладят – ласковое животное). В ходе наблюдений изучают особенности поведения кошки (мурлычит от удовольствия, ластится).
Далее проводят эксперименты: боится ли кошка громких звуков и резких движений (дети хлопнули в ладоши – кошка испугалась, возможно убежала или зашипела). Все это фиксируется на листочках (кружочек с улыбкой, кружочек с грустинкой); чем она питается и какую еду особенно любит; ест ли она что-то необычное (дети рассказывают о своих питомцах и их необычных увлечениях едой); можно ли его обучить чему-либо?
«Узнать из книг». Ограничиваются просмотром иллюстраций и с помощью взрослого - того, кто может прочитать. Затем дети раскладывают на столе свои пиктограммы так, чтобы их видели все. Начинают смотреть и обсуждать, что интересного узнали, что нового могут рассказать другим по результатам проведенного исследования.
В процессе обсуждения они раскладывают пиктограммы в определенной последовательности: слева, на первом месте, — пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте.
Выбранный в начале занятия “доброволец-исследователь”, сверяясь с записями-пиктограммами, делает “доклад”. Начиная с определения основных понятий, говорит, кто такая кошка; рассказывает, где она живет и чем питается; затем продолжает свое повествование, опираясь на собранный материал (помощь воспитателя не возбраняется).
После выступления докладчика устраивается его обсуждение.
Символические изображения полученной информации детьми о кошке на пиктограммах.
1. Пиктограмма отображает кошку, как домашнее животное (домик, символический человечек, кружочек - мордочка кошки).
2. Пиктограмма символизирует кошек разных по размеру (два кружочка-мордочки, разных по размеру).
3. Пиктограмма подчеркивает разноцветие кошек (два кружочка-мордочки, один из них закрашен).
4. Пиктограмма изображает дружелюбие между человеком и кошкой (символическое изображение человечка С УЛЫБКОЙ, мордочка кошки С УЛЫБКОЙ).
5. Пиктограмма подсказывает об особенности кошачьего хвостика - вертолетика (символическое изображение дерева - елочки, вид котика сзади - два кружочка и ЯВНО ВЫРАЖЕННЫЙ волнистый хвостик котика).
6. Пиктограмма поможет детям вспомнить особенности поведения кошки - реагировании на звуки (мордочка кошки с ЧЕЛОЧКОЙ и УЛЫБКОЙ, мордочка кошки с шерстью ДЫБОМ и ГРУСТИНКОЙ).
Материалы и оборудование.
1. Животное в натуре.
2. Карточки с разными изображениями (темы).
3. Карточки с изображениями методов исследования.
4. Листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры.
5. Книги с иллюстрациями по данной тематике.
6. Блюдечко с молочком.
7. Соленый огурец.
8. Стол.