Людмила Высоцкая
Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом
▼ Скачать + Заказать документы
Люди научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Цель: создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности младших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Публикация «Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лето
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
- формировать интерес к исследовательскому поиску;
- развивать наблюдательность; пытливость ума, способность к начальным формам обобщения, умозаключения;
- воспитывать самостоятельность.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у дошкольников : им интересно все: посмотреть, понюхать, попробовать на вкус… Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Ребенок смотрит на предметы как бы с разных сторон: его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов четырехлетний ребенок ещё не может, ему необходима помощь взрослых. Здесь и необходима организованная исследовательская деятельность. Летом для организации данной работы имеются большие возможности.
О чем же мы с ребятами узнали этим летом?
Огромные возможности нам дал огород, на котором мы посадили кабачки. Мы наблюдали за их ростом, создавали условия для роста (поливали, рыхлили) и были очень рады и вместе с этим удивлены, когда увидели результаты своих трудов: садили кабачки, и семена были одинаковые, а листья у растений разные: одни пятнистые, другие темно-зеленые; одни более крупные, другие – помельче.
Еще больше удивились плодам: одни - почти белые, а другие имеют насыщенный зеленый цвет. И форма разная. Так, на собственном опыте, мы узнали, что кабачки бывают разные по форме, по цвету и по размеру.
Эксперименты с объектами живой природы продолжились. Мы выращивали горох. И увидели корни, которые в обычной жизни прячутся в земле. Попробовали вырастить цветок, создавая ему препятствия. И наблюдали, как он эти препятствия обходит.
Потом мы его спрятали в коробку, оставив без света, и убедились в необходимости солнечного света для растений.
В начале лета нам даже удалось подружиться с птенцом сороки. Эта встреча научила моих детей доброте и разумному поведению в природе. Ребята с радостью наблюдали за птенцом, который все время стремился к детям, но при этом, они его не трогали, и не забрали домой, потому, что понимали, что ему лучше будет с мамой, и брать его нельзя.
Следующее исследование было очень интересным. В нашей группе поселилась гусеница. Мы её кормили, наблюдали за её предпочтениями. А она любила нежную травку и отказалась от грубых капустных листов. При опасности она сворачивалась в клубок, интересно передвигалась и очень скоро завернулась в куколку. Куколка была прозрачной, из тонких ниточек-паутинок.
Далее мы наблюдали за тем, как растения пьют воду, при этом – меняют цвет. Сначала попробовали напоить цветной водой цветы-сухоцветы. И узнали, что этим цветам нужно очень мало воды. В общем – опыт у нас не получился. Тогда мы взяли капустный лист. И увидели волшебство: через 3 дня окраска листов поменялась. Тот, что стоял в емкости с синей водой, по прожилкам стал синим, а тот, что находился в красной воде, порадовал нас желтыми пятками по всему листу.
Работа с красками вызвала интерес у ребят, и я осторожно пошла за интересами детей. Мы стали творить дальше и научились смешивать краски. Пробовали традиционное смешивание, затем усложнили работу и наполнили разноцветной водой стаканчики. Дети были уверены в том, то в средний стаканчик вода не натечет. Их интерес к действию усилился, когда они увидели, что салфетки намокли. За этим опытом мы наблюдали 4 дня. На третий день ребята увидели, что средний стаканчик стоит с водой, но не красного и не желтого цвета. И количество воды во всех стаканчиках одинаковое. Так мы познакомились с некоторыми законами физики. Но цель у меня была другая: научить делать предположения, наблюдать, сравнивать и делать простейшие выводы. А самое главное – сформировать познавательный интерес и активность у воспитанников!
Дальше я предложила сделать пятнистое панно. А затем мы его накрыли пищевой пленкой и с радостью пошлепали сверху ладошками. И опять были удивлены результатом и красотой смешивания.
Далее мы изучили с ребятами свойства сухого и мокрого песка, свойства камней и пластилина и перешли к физическим опытам.
Мы пропускали воду через камни, землю и листья с веточками. Чистота воды была разной: прозрачной осталась вода, которая прошла через емкость с камнями. Немного мутной стала вода после прохождения через листья, и грязная вода была после емкости с землей.
Сделав простейшие весы из подручных материалов, мы узнали с ребятами что такое масса. С увлечением мои воспитанники взвешивали все, что находили на улице. Сравнивали массу нескольких камней и целой корзинки шишек; одинакового количества песка сухого и мокрого, песка и камней и т. д. Это помогло им освоить сложную для понимания физическую величину как масса.
Очень интересное исследование получилось с тоннелями и машинками. Оказывается, от того, как располагается тоннель, какой он длинны и из какого материала, зависит длина пути машинки.
Таким образом, исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Может быть, некоторые наши эксперименты были сложны для понимания детей, но мы смотрели в будущее и старались работать в зоне ближайшего развития детей. А самое важное – мы пробудили интеллектуальную активность, поддержали настрой детей на познание мира, научили исследовать, открывать, изучать, показали, что познавать – это интересно! А это – большой шаг вперед.