эльвира сулейманова
Консультация «Организация наблюдений и опытов с детьми младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по теме «Организация наблюдений и опытов с детьми
младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке»
Создание на учебно-опытном участке детского садаогорода и цветника имеет большое воспитательное значение. В опытно-исследовательской деятельности младшие дошкольники знакомятся с многообразием растительного мира, узнают об особенностях роста и развития растений огорода и цветника, учатся ухаживать за ними, выполнять элементарные трудовые поручения вместе с воспитателем, правильно экологически безопасно взаимодействовать с природой, отражают полученные впечатления в собственной художественно-творческой деятельности.
Публикация «Консультация „Организация наблюдений и опытов с детьми младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Средняя группа
- Темочки
С детьми 3-4 лет целенаправленные наблюдения за растениями учебно-опытного участка проводятся 1-2 раза в неделю. Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Задачи:
1. Обогащать представления детей о растениях, произрастающих на учебно-опытном участке.
2. Продолжать формировать представление об общих существенных признаках растений: имеют корень, стебель, листья, цветы, семена.
3. Дать представление о различных характеристиках растений на основе ярких существенных признаков.
4. Формировать обобщающие понятия: овощи, ягоды, зелёные культуры, цветы и т. д.
5. Продолжать формировать представления о потребностях растения: влага, тепло, свет.
6. Закреплять представления о состоянии растения и его потребностях в определенных условиях и уходе.
7. Продолжать формировать представление о конкретных трудовых действиях, направленных на удовлетворение потребностей растений: цель - удовлетворение потребностей растения; предмет – растение с признаками определенных потребностей; инструменты; трудовые операции и их последовательность; результат – растение в хорошем состоянии.
8. Дать знания и представления о растениях учебно-опытного участка в различные сезоны.
9. Развивать речь детей за счет введения в активный словарь слов – названий растений учебно-опытного участка.
10. Формировать познавательный интерес и развивать познавательные способности в процессе изучения особенностей роста растений учебно-опытного участка.
11. Воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.
12. Способствовать развитию эстетического восприятия мира природы.
Рекомендации по организации опытов и наблюдений с детьми 3-4 лет на учебно-опытном участке
С детьми 3-4 лет проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения. Наблюдение и трудовую деятельность лучше проводить небольшими подгруппами, по 3-4 человека.
Педагог определяет для наблюдений в течение всего летне-осеннего периода 3-4 огородные культуры. Необходимо учесть сменяемость детского коллектива в летний период и наметить наблюдение за ростом культур, которые имеют быстрый темп роста и созревания. Для сравнения качественных характеристик определяют 2 растения с яркими характерными признаками, отличающими одно растение от другого. Например: колокольчик и ромашка, бобы и горох. Детей знакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды (овощи). Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде растений.
Деятельность воспитанников следует организовать таким образом, чтобы одна часть детей группы вела целенаправленное наблюдение за цветочными культурами, а другая, например, за овощными. Таким образом, дети будут иметь возможность сообщать новую полученную информацию друг другу. Это будет их мотивировать на дальнейшую познавательную деятельность, развивать желание узнавать новое.
Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями. Для этого в процессе наблюдений используются различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т. п., словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).
В процессе наблюдений важно использовать исследовательские действия детей с включением различных анализаторов. Все результаты наблюдений оформляются в дневники наблюдений. Способы фиксации увиденного могут быть различными: детские зарисовки, фотографии и т. д.
Выбор растений для наблюдений
С детьми второй младшей группы для практической деятельности на учебно-опытническом участке можно использовать следующие культуры:
- Цветочные многолетние: ромашка.
- Цветочные луковичные: лилия садовая.
- Цветочные однолетние: бархатцы, астра.
- Овощные корнеплоды: картофель, редис, морковь, свекла.
- Овощные: огурцы, помидоры, горох, бобы, лук - севок.
- Овощные зелё ные культуры: щавель, ревень, петрушка, укроп.
- Ягодные: клубника, смородина.
При выборе растений для огорода следует учитывать возрастные особенности детей 3-4 лет. На грядах малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль, редис. В течение зимы дети несколько раз сажают лук в ящики («Огород на окне», поэтому приемы посадки и ухода им знакомы. Выращивание лука на огороде расширит знания детей: они узнают, что лук можно выращивать не только в ящиках, но и на грядках.
Семена гороха, бобов крупные, поэтому каждый ребенок под руководством воспитателя может посеять и заделать эти семена. Кроме того, бобы и горох менее требовательны в отношении ухода, чем другие культуры, и в тоже время интересны и доступны для наблюдения детям младших групп.
Новым и более сложным является посев семян редиса, но при правильной организации работы дети хорошо справляются посевом этих мелких семян.
Рекомендуемые наблюдения с детьми 3-4 лет
на учебно-опытническом участке
тема
наблюдение
задачи
примечания
Бобы и горох Рассматривание семян (бобов или гороха) Формировать представление о семенах их значении в жизни растений. Продолжать учить использовать обследовательские действия в процессе наблюдения, называть признаки Рассматривание, зарисовка семян
Наблюдение за набуханием и прорастанием семян (бобов или гороха) Закрепить представление о значении семян: из семени появляется растение
Дать представление о прорастании семян: набухают, появляется росток Замачивание семян на 1 сутки, высевание в грунт.
Наблюдение за всходами (бобов или гороха) Закрепить знания о прорастании семян.
Формировать представление о потребностях для полноценного роста растения и способах их удовлетворения. Зарисовка в дневнике наблюдений
Наблюдение за ростом бобов и гороха Закреплять представление о росте растения, его потребностях. Формировать познавательный интерес в процессе наблюдений за изменениями в росте растения.
Зарисовка в дневнике наблюдений
Редис Наблюдение за посевом редиса (репы, брюквы) в грунт Познакомить с семенами редиса (брюквы). Продолжать формировать представление о семенах и их роли в жизни растений. Формировать желание оказывать посильную помощь в посадке семян: прикрыть землей, полить. Посильная помощь, зарисовка в дневниках наблюдений.
Наблюдение за ростом редиса (репы, брюквы) Учить замечать изменения, происходящие во внешнем виде растения в процессе его роста. Продолжать формировать представление о потребностях растений. Наблюдение за одним видом корнеплодов.
Сбор редиса (репы, брюквы) и наблюдение корнеплодов Познакомить с характерными признаками редиса: корнеплод, ботва.
Активизировать употребление слов, определяющих признаки овоща: круглый, красный, твердый и т. д. Сбор урожая одного вида растений.
Сравнение корнеплодов редиса и репы (брюква, редька) Учить сравнивать с помощью исследовательских действий. Уточнить характерные признаки редиса и репы. Расширить знания о корнеплодах. Для сравнения выбрать два вида растений с яркими признаками.
Картофель Появление побегов (глазков) на клубнях Формировать первоначальные представление о клубнях и особенностях прорастания картофеля. Рассматривание, обследовательские действия, беседа
Наблюдение за посадкой в грунт, оказание посильной помощи Познакомить с особенностями посадки картофеля в грунт. Формировать элементарные трудовые навыки: закладка клубней в лунки.
Изменения в росте картофеля Закреплять представление об изменениях в росте растений, о взаимосвязи стояния растения и условий роста. Наблюдение 1 раз в неделю, зарисовка в дневниках наблюдений.
Сбор урожая, рассматривание кустов и корнеплодов Расширять представления о частях растения: корень, корнеплоды, стебель, листья и их значении. Активизировать словарь за счет слов – названий и характеристик частей растения.
Морковь и свекла Рассматривание семян свеклы или моркови Расширять знания о семенах, их внешнем виде и разнообразии. Формировать представление о выращивании растений из семени. Рассматривание семян одного овоща.
Рост свеклы и моркови: сравнение ботвы Дать представление о различных характеристиках растений на основе ярких существенных признаков (разная форма и цвет листьев). Зарисовки в дневниках наблюдений.
Сравнение корнеплодов моркови и свеклы. Дать представление о различных характеристиках корнеплодов на основе ярких существенных признаков.
Активизировать употребление слов, определяющих признаки овощей.
Огурцы, помидоры Рост и развитие огурца (помидора) Расширять представления о росте и строении растения: корень, стебель, листья, плоды и их значение.
Дать представление об особенностях роста теплолюбивых культур в условиях Севера. Активизировать употребление слов, определяющих характерные признаки растения. Долгосрочные наблюдение. Проводятся с детьми посещающими детский сад все лето
Наблюдение за созреванием плода огурца (помидора) Дать представление о постепенности созревания плодов помидора (огурца) : цвет, форма, строение, назначение. Активизировать словарь за счет слов, обозначающих признаки овоща.
Наблюдение и изучение плода огурца (помидора) Дать представление о характерных признаках плодов помидора (огурца) : цвет, форма, строение, назначение. Наблюдение за плодами сначала проводят отдельно, затем сравнивают.
Ромашка (все многолетние цветущие растения) Появление побегов (первых листьев) цветка Дать представление об изменениях в жизни растения в период сезонных изменений.
Формировать познавательный интерес в процессе наблюдений за ростом растения. Наблюдение за одним растением.
Наблюдение за ростом цветка Продолжать формировать представления о потребностях растений: тепло, влага, солнечный свет и т. д. и изменениях, происходящих в процессе роста под влиянием внешних факторов. Зарисовки в дневниках наблюдений.
Наблюдение за соцветиями Формировать представление об общих существенных признаках цветущих растений: имеют цветок. Активизировать словарь за счет слов – описаний характерных признаков соцветий. Способствовать развитию эстетического восприятия мира природы.
Клубника Наблюдение за цветением ягодных кустов Расширять знания о растениях огорода. Дать представление о ягодных культурах и особенностях их роста: цветёт, появляется плод и т. д.
Сбор урожая, наблюдение и изучение плодов. Расширять представление об этапах роста растений. Познакомить с конечным сезонным изменением – созреванием плодов. Расширять представление о плодах клубники на основе выделения существенных признаков: цвет, форма, строение, вкус и т. д.
С детьми младшего дошкольного возраста проводятся опыты и эксперименты.
Элементарные опыты с детьми 3-4 лет в условиях открытого грунта и в теплице
тема
задачи
примечания
Посадка проращенных и сухих семян (горох, бобы, редис) Формировать представление о семенах и способах их посадки. Развивать познавательный интерес на основе наблюдений за темпом прорастания рассады из сухих и пророщенных семян Рассматривание, зарисовка семян
Выращивание в открытом грунте и теплице (клубника, помидоры, огурцы) Закрепить представление о потребностях растений в тепле и влаге. Формировать представление о климатических условиях Севера и их влиянии на рост растений Долгосрочный опыт, проводится с детьми посещающими детский сад не менее одного месяца
Высевание семян под пленкой и в открытом грунте (укрывание гряды) Закрепить знания о прорастании семян и условиях, которые для этого необходимы в условиях Севера
Формировать представление о потребностях для полноценного роста растения и способах их удовлетворения Пленка снимается через 4-5 дней. Сравнивается качество проросших побегов на укрытой и некрытой гряде. Зарисовка в дневнике наблюдений
Состояние растения в различных условиях освещенности (укроп, петрушка, ревень) Закреплять представление о состоянии растения и его потребностях Формировать познавательный интерес в процессе сравнения качественных характеристик роста растения в различных условиях освещенности Зарисовки в дневниках наблюдений
Состояние растения при различных условиях полива Продолжать формировать представление о необходимости влаги для жизни растения. Дать знания о видоизменении внешнего вида растения в случае недостаточного полива Зарисовки в дневниках наблюдений
Таким образом, организация опытов и наблюдений с детьми 3-4 лет на учебно-опытном участке - многогранная и системная работа, включающая в себя широкий спектр форм и методов работы с младшими дошкольниками, направленная на формирование экологической культуры, основ безопасного поведения в природе, расширения представлений о природе родного края.
Используемая литература:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 496с. 3.
2. Мы: Программа экологического образования детей / под ред. Н. Н. Кондратьевой. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
4. Веракса Н. Е. Познавательное развитие. – М. : Мозаика-синтез, 2014.
5. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г.
6. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»Санкт-Петербург 2008 г метод. Пособие 2-е издание, ТЦ «Сфера», Москва-2009.
7. ИвановаА. И., МихайленкоВ. Я., «Сезонные наблюдения в детском саду», изд. «Сфера» 2010.