Получи документы

Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений

Ходыкина Ирина Александровна
Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №38 «Искорка».

Консультация для педагогов.

Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений (из опыта работы)

Подготовила воспитатель: Ходыкина И. А.

Г. о. Подольск 2018 г.

Говорить - значит делиться, это искусство,

требующее сотрудничества.

Урсула Ле Гуин.

Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения.

Публикация «Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений» размещена в разделах

Антуан Де-Сент Экзюпери.

Как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, и всей деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной развивающей предметно-пространственной среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным средством, как стимуляции, так и мотивации детской речи.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых – речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ, кроме формирования развивающей предметно-пространственной среды, необходимо создание активной речевой среды.

Правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности послужит созданию соответствующей возрасту детей активной речевой среды.

Для профилактики речевых нарушений у детей 2-3-4 летнего возраста важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо проводить по следующим направлениям:

–Развитие правильного речевого дыхания;

– Развитие общей и мелкой моторики;

– Развитие артикуляционной моторики;

– Развитие чувства ритма;

– Развитие понимания речи;

– Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Эти цели могут быть достигнуты посредством игры. Игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки.

Развитие правильного дыхания

Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков. Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать. Удобно вставлять такие упражнения в комплексы утренней гимнастики или гимнастику пробуждения. Но можно и поиграть.

Дуем в дудочки, язычки; надуваем различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

«Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть) ;

«Забей мяч в ворота»;

«Сдувать с ладони ватку, перышко»;

Подуть на легкий шарик, плавающий в воде;

«Узнай овощ» (на столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп). Дети рассматривают овощи, называют их. Затем на овощах делаются надрезы, укроп растирается в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запах, узнают овощ).

«Надуй игрушку!»

Эти игровые упражнения мы включаем практически в любую непосредственно организованную деятельность.

Развитие мелкой моторики

В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, а также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику. Так мы:

Гладим животных (мягкие игрушки)

Играем с массажными мячами

Шнуровки, бусы

Моталочки

Прищепки

Играем с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, камешки,

Выполняем пальчиковые игры

Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание. Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться. Здесь подключаем к работе родителей, объясняем значение этих нехитрых действий.

Развитие артикуляционной моторики.

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

Максимально открывать и закрывать рот

Растягивать губы в улыбочку

Вытягивать губы трубочкой

«Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»

Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать и т. д.

Такие упражнения мы включаем в НОД по развитию речи, иногда используем во время вечернего чтения со звукоподражанием и в индивидуальной работе.

Развитие чувства ритма

Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки, пение.

Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок или потешек с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.

Проговаривание “понарошку”, беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным “прохлопыванием” кончиками пальцев.

Громкое ритмичное проговаривание (или негромкое пение вместе с записью) с одновременной “ходьбой” руками по столу или коленям.

Пение под фонограмму с одновременной “ходьбой”, сидя на месте.

Пение под фонограмму без выполнения движений.

Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.

Выполнение игровых образных движений в положении сидя, под фонограмму: “Аты-баты”- идти пальчиками по столу, “Бабка-ёжка” – топать одной ногой или махать “помелом”, “Птички” – “клевать” пальчиком ладошку.

В начале разучивания заданий их рекомендуется выполнять медленно, без музыки, под проговаривание или пение взрослого. Во время выполнения игр-сценок и упражнений взрослый стоит лицом к детям, показывает движения, поёт, подсказывает. Можно предложить ребёнку, хорошо выполняющему упражнение, показывать пример, а плохо выполняющим помочь делать движения в такт. Постепенно становится возможным выполнять движения в быстром темпе и под фонограмму. Хорошо подходят для этого комплексы Железновой «Музыка с мамой».

Развитие понимания речи.

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, называя предметы не правильно, «по-малышовому»: бибика, ням-ням, топы-топы; или пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

Запомнить название игрушки, части тела

Назвать предметы одежды, мебели по картинкам и без них

Называть детёнышей домашних животных по картинкам и без них

Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать ощущения с использованием поверхностей (сухие, мокрые) – используются миски с теплой водой.

Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает. Дети показывают эти действия на картинках, называют их и выполняют, определяют по имитации, кто что делает

Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки, понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками

Игры описания учат узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый).

Игры по принципу «Волшебного мешочка» учат узнавать предметы на ощупь

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

В своей работе мы используем игры на развитие слухового внимания

«Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.

«Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается, другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал

«Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Игры на развитие фонематического слуха

Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов

Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают, тихое – приседают

Кто позвал

Узнай по голосу

Доскажи словечко – Зайку бросила хозяйка, под дождем остался (зайка) и. т. д

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.

Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.

Вовлечение родителей в работу профилактики звукопроизношения, их заинтересованное участие в педагогическом процессе необходимо для достижения ребенком лучшего результата.

Используемая литература:

1. «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика – Синтез, 2014.

2. Л. С. Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.

3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М. : Просвещение, 1981. 144с.

4. Гербова В. В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М. : Мозаика – Синтез, 2014.

Публикации по теме:

Фольклор в профилактике речевых нарушений Номер слайда Текст к слайду 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию презентацию на тему: ФОЛЬКЛОР В ПРОФИЛАКТИКЕ.

Использование малых фольклорных форм в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Номер слайда Речь 1 Добрый.

Пальчиковые кинезиологические упражнения — эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Моя педагогическая находка: «Пальчиковые кинезиологические упражнения - эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного.

Использование камешков Марблс в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2-слайд Своей целью я, поставила познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления работы, в.

Организация работы по коррекции речевых нарушений, направленная на укрепление здоровья детей с ОВЗ Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяких благ… М. Монтень (1533 —.

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста 1слайд В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда.

Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно,.

Роль песочной и игровой терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.

Консультация «Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа г. Урюпинск «Детский сад № 4 «Солнышко» СТАТЬЯ НА ТЕМУ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений
Опубликовано: 15 сентября 2018 в 14:55
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Ходыкина Ирина Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД