Мурыгина Ирина Васильевна
Социальное партнерство как условие здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
«Я – тот, кто действует».
(французский философ Поль Риккёр)
Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического социально-экономического развития общества. Разработчики ФГОС ДО заложили в документе несколько принципов, самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям здорового образа жизни, ценностям культуры, социализация ребенка в обществе. Физическое и социально-личностное развитие ребенка являются одними из ведущих направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений разного уровня. Человек будущего должен быть здоровым и физически развитым созидателем, с активным творческим началом.
Публикация «Социальное партнерство как условие здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
В процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни. Для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся варианты. Таким вариантом является институт социального партнерства. Его возможности для решения задач социализации дошкольников еще не до конца используются образовательными учреждениями.
«Социальное партнерство» - это инициируемые образовательной организацией добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития обучающихся.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в социализации детей, необходимо стать «открытой системой» : выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями. Современное ДОУ должно стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса, значимых не только для дошкольного сообщества, но и для жителей микрорайона или города. Таким образом, социально - активное образовательное учреждение - это учреждение, целью которого является привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Социально - активная деятельность нашего дошкольного учреждения предполагает постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому участнику отношений успешно реализовать свои творческие способности. Для этого в нашем детском саду разработан проект «Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника», который представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства. Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя :
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• взаимодействие с учреждениями образования, культуры;
• взаимодействие с семьями воспитанников детского сада.
Сотрудничество с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: уважение интересов друг друга, равноправие сторон, соблюдение законов и иных нормативных актов, добровольное участие.
Мы взаимодействуем с библиотекой для развития у дошкольников познавательной мотивации и формирования основ ЗОЖ, освоения ими общечеловеческих ценностей, формирования личностной культуры. Такое сотрудничество важно для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественным творчеством дошкольников. В течение учебного года дети посещают тематические выставки, вечера, экскурсии; разгадывают литературные викторины, посвященные творчеству детских писателей и поэтов. Эти встречи помогают открывать в ребенке творческие способности и формируют привычки ЗОЖ.
Организуя сотрудничество со школой, мы способствуем установлению позитивного отношения дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик образовательной организации, повышаем уровень профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей посредством педагогического взаимодействия. Мы используем такие формы взаимодействия: тематические семинары, взаимопосещения уроков и НОД педагогами, участие детей в спортивных мероприятиях, целевые экскурсии в школу, посещение дошкольниками школы будущих первоклассников, дни открытых дверей.
Взаимодействие с пожарной частью дает возможность воспитанникам ознакомится с пожарной безопасностью, с профессией пожарного.
С целью профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма мы сотрудничаем с окружающим социумом – ГИБДД. Эта работа включает в себя проведение занятий инспектором ГИБДД для старших дошкольников, выступление инспектора ГИБДД на общем родительском собрании, участие инспекторов ГИБДД на праздниках по ППД «Красный, желтый, зеленый».
Наше учреждение объединяет усилия педагогов, родителей и медицинского персонала для организации эффективной профилактической и оздоровительной работы. Взаимодействие с медицинским учреждением способствует осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Социальное партнерство с семьей подразумевает общение, которое осуществляется в условиях открытости обеих сторон, где никому не принадлежит привилегия контролировать, указывать, оценивать. Личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка должно проходить в благоприятной обстановке. В нашем учреждении используются следующие формы организации социального партнерства для ознакомления воспитанников с правилами здорового образа жизни : совместные спортивные мероприятия с родителями, информационно-просветительские мероприятия, разработка и реализация совместных физкультурно-оздоровительных проектов, акций. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах оздоровления и развития детей дошкольного возраста способствует достижению положительных результатов. 1.
Организация социокультурных связей между детским садом и этими учреждениями содействует развитию и формированию социальных навыков у воспитанников, укреплению их здоровья, помогает решать многие образовательные задачи, тем самым, повышается качество оказываемых образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, так как исчезает территориальная ограниченность ДОУ.
Литература:
1. Глушанок, Т. М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования [Текст] /Т. М. Глушанок //Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6 – С. 80-833.
2. Михелькевич, В. Н., Нестеренко, В. М., Кравцов, П. Г. Инновационные педагогические технологии [Текст] : учебное пособие / Михелькевич В. Н., Нестеренко В. М., Кравцов П. Г. – Самара: СГТУ, 2004 - 89 с.
3. Планирование, организация и управление образовательным процессом [Текст]/ А. М. Коротеев, Т. А. Беляев, И. И. Иванов. – М. : Просвещение, 2013. – 286 с.
4. Сохабеев, В. М., Корчагин, Е. А. Социальное партнерство как условие качественной подготовки специалистов для наукоемких производств //Социальное партнерство как условие повышения качества подготовки специалистов среднего звена. Материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Сохабеев В. М., Корчагин Е. А. – Казань-Чайковский: ЧПГК, 2005. 105-110 с.
5. Технологии социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования [Текст] : учебно-методическое пособие; под ред. к. э. н., доц. Иванова С. А. – СПб. : РНЦ ГМУ, 2003. – 153 с.