татьяна манасиина
Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Звёздочка» г. Кондопоги Республики Карелия
Фестиваль педагогов ДОУ 2016 год
Номинация:
«Методическое сопровождение образовательного процесса»
Тема: «Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»
Манасиина Татьяна Борисовна
Воспитатель
Образование: среднее специальное
Стаж работы 20лет 5 мес.
г. Кондопога
Публикация «Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
февраль 2016г.
«Малая Родина… У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет очень многое,
если не сказать — всё».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – сложный педагогический процесс. Педагогу дошкольного образования важно включить в этот процесс такие составляющие, как развитие познавательного интереса к родному краю, его истории, культуре, традициям. Именно природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развития интереса к разным сторонам жизни родного края, воспитания патриотических чувств.
Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую их действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения своей малой родиной. Такое чувство не может возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Процесс познания прошлого и настоящего родного края должен быть творческим, развивающим и интересным для дошкольника.
Над формированием у детей представлений о Карелии более углубленно работала последние три года. Одна из целей моей деятельности - создание условий, способствующих приобщению детей дошкольного возраста к истории, традициям и культуре родного края. Одним из таких условий стало социальное партнерство с организациями и учреждениями г. Кондопоги и Кондопожского муниципального района, а также с семьями воспитанников.
Организации и учреждения, с которыми взаимодействовала по данному направлению работы:
МОУ СОШ №3 (мини-музей «Карельская изба»);
МУК «Музей Кондопожского края»
МОУ ДОД «Дом творчества детей и юношества»;
МОУ ДОД «Детская музыкальная школа»;
МУК «Центральная детская библиотека»;
МУК «Молодежно-культурный центр»;
ФГБУ «Природоохранный заповедник Кивач»;
Танцевальный клуб «Зоренька».
Основными принципами взаимодействия являлись: учет интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Организация и участие в совместных с партнерами мероприятиях, таких как: познавательные занятия, литературные, танцевальные и музыкальные гостиные, мастер-классы, экскурсии, экологические акции, творческие выставки, конкурсы помогли мне в реализации следующих задач:
расширить и углубить представления детей о природных особенностях родного края;
способствовать воспитанию бережного отношения к природным богатствам родного края;
сформировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях;
познакомить детей с традициями, обычаями, культурой Карелии;
формировать эмоционально-ценностное отношение к истории родного края;
развивать интерес к художественной и познавательной литературе; к фольклору, народному творчеству;
приобщать к народной музыкальной и танцевальной культуре;
воспитывать познавательный интерес к малой Родине.
Спланированное и организованное взаимодействие с социальными партнерами способствовало расширению кругозора дошкольников в целом, развитию общения ребенка с взрослыми и сверстниками, его социализации.
В процесс формирования у детей представлений о родном крае вовлекала и родителей своих воспитанников. Ведь именно взрослые выступают посредниками между ребенком и окружающим миром, направляют и регулируют его восприятие действительности, передают свой социальный опыт. Родители, как участники совместной деятельности, принимали активное участие мероприятиях;
экологические акции «Покормите птиц зимой», «Весна без огня»;
совместные экскурсии в музей Кондопожского края, поездки в заповедник Кивач, туристические походы на природу;
фольклорный досуг: «Карельские посиделки»;
тематический вечер «Люблю тебя, Карелия!»
выставки семейных рисунков, поделок;
конкурс «На лучшую игрушку для городской новогодней ели»;
познавательно-творческий проект «Карелия от А до Я»;
и других.
Благодаря родителям воплощались в жизнь разные идеи, осуществлялся творческий процесс. В то же время у родителей появлялась возможность не только передать свой опыт, но и пополнить свои знания о родном крае; а так же больше узнать о своих детях, их интересах, достижениях.
В целях решения задач по формированию у детей представлений о родном крае работала в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и воспитателем по изобразительной деятельности детского сада. С формами, методами и приемами, которые использовали в работе с детьми, ознакомлю на мастер-классе.
Закончить свое выступление хочу словами академика Д. С. Лихачё ва: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».