татьяна семенова
Социальное партнёрство — важнейшее условие социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
«Из-за того или иного дефекта у ребёнка возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества и взаимодействия этого ребёнка с окружающими людьми.»
Л. С. Выготский
На сегодняшний день в современном обществе, где стремительно происходят изменения во всех сферах жизни, чрезвычайно актуальным является вопрос о социальной адаптации детей с особыми потребностями, число которых с каждым годом увеличивается.
Публикация «Социальное партнёрство — важнейшее условие социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Основной задачей педагогики на современном этапе является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Коррекционная работа должна быть направлена на разностороннее развитие ребёнка, его социальную адаптацию.
Л. С. Выготский считал основной задачей воспитания вправление в жизнь аномального ребёнка, т. е. преодоление тех отклонений в поведении, которые определяют социальное лицо человека. В качестве первоочередной задачи специальной педагогики он выдвигал социальную компенсацию дефекта. Л. С. Выготский считал, что задача состоит не в социальной нейтрализации людей с нарушением интеллекта, а в воспитании из них социально активных индивидуумов, что чрезвычайно важно в настоящее время. [2, с. 153]. Ведь традиционные представления о детях с нарушением интеллекта в последнее время значительно изменилось. Если раньше он мог вызывать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. [3, с. 180]
Работая с детьми с нарушением интеллекта, мы знаем, что закономерностью психического развития детей данной категории является трудность их адаптации в социуме, затруднённое взаимодействие с социальной средой.
Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.
Являясь открытой социальной системой наше дошкольное образовательное учреждение, реагирует на изменения внутренней и внешней среды. Важным моментом повышения качества образования, создания условий для успешной социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью является установление прочных связей с социумом, основанных на социальном партнерстве, то есть «открытость детского сада наружу».
Социальное партнерство предполагает эффективное взаимодействие между участниками, создание единого образовательного пространства.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума.
Проект взаимодействия с социальными партнерами строится на принципах добровольности и равноправия в определённой последовательности. Первоначальным этапом является подготовительная работа, в процессе которой выявляется круг предполагаемых партнеров, ставятся цели и определяются формы сотрудничества. Завершается данный этап составлением плана взаимодействия с каждым из социальных объектов. Затем начинается практическая работа: проведение совместных мероприятий, реализация намеченных проектов. Результат сотрудничества определяется подведением итогов: анализ проведенной работы, её эффективность, определение дальнейшего взаимодействия с социальными партнёрами.
Одним из важных и постоянных партнеров нашего дошкольного учреждения на протяжении многих лет является школа. Успешная адаптация детей к школе, повышение интереса и мотивации к обучению у будущих первоклассников – важнейшие задачи, которые решаются в процессе взаимодействия со школой. Наряду с традиционными экскурсиями, посещением школьных праздников проводятся и такие мероприятия как КВН между первоклассниками и детьми подготовительной группы, дошколята сидят за партами, наблюдают, как занимаются ученики, участвуют в уроке и физминутках, показ школьниками спектаклей для детей ДОУ, организуются совместные выставки поделок и рисунков.
В рамках социального партнерства организована работа детского сада с детской библиотекой, где дети посещают музей русской избы, знакомятся с бытом и жизнью предков. Библиотекари показывают и читают дошколятам детские книги и журналы, в доступной и понятной форме рассказывают о природе родного края, знакомят с творчеством сибирских писателей, организуют тематические выставки.
Взаимодействие с бассейном помогает ДОУ реализовать такую задачу как создание условий для формирования здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получение положительных эмоций и опыта общения вне дошкольного учреждения дает работа в данном направлении.
Одним из важнейших условий успешного социального партнерства в образовании мы считаем участие родителей в проводимых мероприятиях, то есть реализация принципа открытости детского сада для родителей, «открытость детского сада внутрь». Родители имеют возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, участвуя в жизни группы.
Дошкольная организация должна владеть разнообразными формами, методами взаимодействия с семьёй. Создавая единое образовательное пространство, родители перестают быть наблюдателями со стороны, включаются совместно с педагогами в процесс образования и воспитания своего ребёнка, а педагоги получают помощь от родителей.
Родители воспитанников с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в тесном контакте с детским садом для формирования у них знаний об особенностях воспитания и развития детей, для ознакомления с условиями, содержанием и методами воспитания в условиях дошкольного учреждения. Также это способствует формированию у родителей правильной оценки деятельности педагогов, методов и приемов домашнего воспитания [1, с. 293]. Посещая различные мероприятия образовательной направленности, досуги, экскурсии, бассейн, выставки, семинары-практикумы родители активно включаются в жизнь группы и дошкольного учреждения в целом.
Грамотно организованное, систематическое взаимодействие дошкольной организации с социумом создает условие для развития у воспитанников кругозора, психических процессов (мышление, речь, навыков общения в разных социальных ситуациях, с разными людьми.
В конце хочется отметить, что современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня отвечать запросам общества, успешно развиваться, повышать качество образовательных услуг без социального партнерства, взаимодействуя с социумом.
Литература:
1. «Культура семьи – путь к обновлению мира» материалы III
Байкальских Всероссийских с международным участием родительских чтений Иркутск 2014.- 293 с.
2. «Социализация и профессиональное самоопределение
детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности» сборник научных, научно-практических и методических статей Иркутск 2011. - 153с.
3. Мастюкова, Е. М. Московкина, А. Г. «Семейное воспитание
детей с отклонениями в развитии»/ Е. М. Мастюкова. - М. : «Владос», 2004. – 180 с.
4. "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 [Текст]// Российская газета. - 2013.- № 6241. – С. 3-7.