Наталья Панкова
Доклад «Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшее условие эффективности коррекционной работы в школе-интернате»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педсовете «Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
как важнейшие условия эффективности коррекционной работы
в школе-интернате».
В старшей группе, в основном, работали воспитатели Панкова Н. А. и Смородинова М. В. В начале учебного года была проведена педагогическая диагностика по выявлению уровня развития детей в разных видах деятельности. Результаты обследования покали низкий уровень развития. Объясняется это несколькими причинами, но основные - это общее недоразвитие речи разной степени и низкий уровень развития познавательных процессов. Проведение занятий, направленных на устранение тех недостатков в умственном и речевом развитии, которые были обнаружены в ходе диагностики, способствовало тому, что детей с низким уровнем развития стало меньше (если не считать вновь поступивших детей). Мы вели работу в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом и педагогогом-психологом, выполняли задания, упражнения, игры по их рекомендациям.
Публикация «Доклад „Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшее условие эффективности коррекционной работы в школе-интернате“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Развитие слухо - речевой памяти:
- предложить ребёнку запомнить и повторить предложение, состоящее из 4-5слов;
- повторить за воспитателем 3-4 слова в заданном порядке;
Развитие мелкой и общей моторики:
-сюда включаем задания, направленные на развитие мелких движений пальцев и кисти рук (пальчиковая гимнастика– проводится каждый раз перед работой рисованием, лепкой, аппликацией, работой в тетрадях; перебирание крупы, выкладывание из них по контуру, нанизывают бусинки и т. д.);
- на координацию речи с движением;
- на совершенствование зрительно-моторных координаций;
Дети проводят линии по заданной траектории, соединяют предметы линиями, выполняют различные штриховки. При этом решаются не только задачи, связанные с мелкой моторикой, но и вырабатывается умение слушать и понимать задание, уточняются пространственные представления.
Развитие зрительного восприятия:
- задания на уточнение свойств предметов;
- сравнение предметов по их свойствам (самый длинный, короткий, узкий, широкий и т. д.)
- на нахождение заданной фигуры в фигурах сложной конфигурации;
- на совершенствование умения передавать форму фигуры;
Развитие пространственных представлений:
Сюда входят задания:
- на установление взаимного расположения предметов и фигур (выше, ниже, рядом, между);
- на совершенствование умения ориентироваться на плоскости 9влево – вправо, вниз – вверх).
До начала выполнения заданий в тетради важно провести упражнения в пространстве. Хорошо использовать игровую ситуацию, когда заранее воспитатель прячет игрушку, а ребёнок, выполняя последовательные просьбы воспитателя, находит её : «Стань спиной к двери, сделай 3 шага вперёд, повернись налево, сделай 2 шага назад. Что ты нашёл в коробке». Я часто использую игру «Горячо – холодно». После нахождения спрятанного предмета, прошу рассказать, где он находится.
Также использую такие задания:
- построй башню из кубиков так, чтобы красный находился в середине, а жёлтый под ним. А верхний кубик какой?
- положи карандаш на тетрадь, под тетрадь справа от неё.
- разложить ряд из 4-5 предметов. Детям задают вопросы: Что находится слева от кубика? Между какими предметами находится мяч? И т. д.
Следующая область работы – множество :
В начале следует давать задания, которые помогают фиксировать внимание на определённом предмете или на множестве предметов. Н – р:
- как одним словом назвать предметы на столе?
- покажи и назови цветы, стоящие в вазе;
- как одним словом назвать всех птиц, летящих вместе? Коров, пасущихся на лугу?
В дальнейшем указываются свойства предметов (цвет, размер, форма, расположение предметов в пространстве и др.). Упражнения на различение и выделение предметов и множеств имеют большое математическое значение, они служат подготовкой к изучению арифметических действий и решению текстовых задач.
Тесно связаны с этой работой задания на классификацию. Такие игры, как «Что лишнее», «Четвёртый лишний», «Что перепутал художник» способствуют умению классифицировать и обобщать. Мы в работе используем такие игры и в электронном виде, они вызывают большой интерес у детей и способствуют лучшему усвоению материала, т. к. правильные или неправильные ответы подкрепляются словами животных или миганием, звонком и т. д. это побуждает ребёнка быть внимательней, не торопиться, обдумывать свои ответы.
Развитие связной речи:
-нужно последовательно разложить серию из 3-4 картинок, составить по ним рассказ;
- составить рассказ по сюжетной картинке;
На всех занятиях идёт работа по расширению словарного запаса детей. Большое количество картинок, дидактических материалов, презентаций способствует устранению пробелов в развития словаря.
Развитие воображения:
Используем такие игры: «Перевёртыши», «На что это похоже», «Кляксография», «Что можно нарисовать из круга», «Поможем художнику» и т. д.
Немаловажную роль в развитии детей, в ознакомлении с окружающим миром играет предметно-развивающая среда.
1. Знакомство с растительным и животным миром жарких стран;
2. Ознакомление с видами музыкальных инструментов, с их многообразием. Дети, играя с ними, усваивают понятия громко-тихо, быстро-медленно, учатся выполнять действия по показу, по сигналу, развивается слуховое внимание и память, и т. д.
3. Уголок «В космосе» развивает воображение, интерес к неизведанному, к освоению космоса человечеством.
4. Уголок природы «Времена года» помогает запомнить последовательность наступления каждого времени года, их характерные признаки, запомнить сезонные изменения в живой и неживой природе, сравнить их на данном примере.
Также был у нас уголок «Облако и туча», представляющий тёплый летний, грибной дождик, символизирующий хорошее, доброе, весёлое настроение и грозовая туча- это плохое, сердитое, обиженное настроение. Оно выполняло следующую задачу: снятие эмоционального напряжения и настрой на позитивный лад. Для этого мы проводили следующие психологические упражнения: «Смой плохое настроение», «Какое у тебя настроение» (встать по соответствующую тучку или облачко - помочь понять свое душевное состояние, чем оно вызвано и как можно его исправить, «Стряхни обиду» использую при определении характера сказочного героя.
Рассказ по слайдам.
Большую роль играют сюжетно-ролевые игры. В группе достаточное количество игрушек, оборудования для проведения различных игр. Дети с удовольствием играют и в свободное время, но нередко действия их однообразны.
1слайд: сюжетно-ролевая игра «Приём у врача». Дети учатся выполнять трудовые действия по подражанию, способствуют развитию умения вести диалог, подбирать вопросы.
2слайд: сюжетно-ролевая игра «Дела семейные» - здесь мы видим, что дети играют дружно, умеют договариваться о сюжете, распределить обязанности. Дети могут рассказать о тех трудовых действиях, которые они выполняют.
3слайд: занятие по ФЦКМ с использованием сюжетно-ролевой игры «Шофёр». Здесь закрепляются правила поведения на дороге, правила, которые нужно соблюдать водителю, развивается внимание, пространственные представления.
4слайд: это воспитательское занятие о вкусной и полезной пище с использованием элемента сюжетно-ролевой игры.
5слайд: использование кукол при ознакомлении с художественной литературой. Вживаясь в роль, дети лучше понимают характер героев, учатся интонацией речи передавать его, запоминают содержание произведения.
6 - 7 слайд: инсценирование сказки «Бычок – смоляной бочок». Дети в восторге: у них получилось управлять куклами! Дети с большим интересом участвовали в инсценировке.
8 слайд: складывать пазлы детям всегда интересно, конечный результат приносит радость, удовлетворение. Но не все дети любят собирать их: им не хватает терпения, умения подбирать нужную деталь. М. В. с Денисом начали собирать…
9 слайд: Мы видим, что ещё двое детей заинтересовались выкладыванием, М. В. Тихонько удалилась.
10 - 11слайд: При данной работе необходимо также учитывать индивидуальный подход. Мы видим, что дети среднего возраста собирают палы, где детали покрупней.
12- 14 слайд: на занятии: выкладывание дорожки из бусинок, что способствует развитию мелкой моторики. На занятии используется презентация «Теремок», что вызывает дополнительный интерес. Дети приходят на выручку героям, выполняют с удовольствием их просьбы и задания.
15 слайд: дидактическая игра «Собери фотографии», развивает зрительную память, умение соотносить предметы по форме.
16 слайд: Использование знаков, схем при усвоении знаний об окружающем мире, умении строить предложения и составлять рассказ. Большое значение имеет для развития связной речи и формировании грамматического строя речи.
17 слайд: Прогулка приносит радость, развивает физические качества: быстроту, ловкость, меткость, выносливость; предупреждает гиподинамию. Правильная организация прогулки воспитывает в детях привычку к здоровому образу жизни, к труду, наблюдательности, умению правильно вести себя на природе, бережному отношению к ней, закрепляются временные представления.
Кооррекционн-развивающая работа ведётся и при проведении подвижных игр. У детей развивается слуховое и зрительноё внимание, цветовое восприятие, пространственная ориентация, умение действовать по инструкции, развивается чувства ритма, моторно-двигательные навыки, координация речи с движением, повышается познавательный интерес и активность детей.
В итоге можно сказать, что систематическая коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития личности ребёнка и некоторых результатов мы достигли.