Александра Анкушина
Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать +Заказ
Петрова Александра Олеговна
"Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Современный период развития коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется поиском новейших путей социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация аномального ребенка не может быть достигнута без присоединения к этому процессу его семьи. С самого рождения человек нуждается как в физических потребностях, так и в любви, заботе и в общении с близкими людьми. Ребенок с особыми потребностями в еще большей степени зависим от его окружения. Основной проблемой семей, где появляются дети с недостатками в развитии, считать, что «ребенок с дефектом – есть непременно дефективный ребенок» [См. : Мардахаев, 2003]. Поэтому дефект начинает восприниматься как социальный вывих [См. : Мардахаев, 2003]. Действительно, дети в ОВЗ достаточно много требуют от своего окружения, практически ничего не давая взамен, однако, они могут благотворно влиять на семью. Многие родители в воспитании таких детей видят позитивные стороны, связанные с единением семьи. Основная цель семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья – не давать чувствовать себя неполноценным. Поэтому близкое окружение – это особый коллектив, который играет в воспитании главную и важнейшую роль, заключающуюся в единении ребенка с родителями.
Публикация «Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
«Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [Философский энциклопедический словарь, 1983]. «Семейное воспитание - воздействие на развивающуюся личность ребёнка со стороны семьи как некоего единого целого, включающего и его самого» [Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013].
Когда в семье узнают об нарушениях в развитии своего ребенка или другом хроническом заболевании, они вступают в жизнь, полную сильных эмоциональных переживаний, трудных выборов, взаимодействия с различными специалистами и постоянной потребности в информации и услугах. Различают несколько этапов развития реакции родителей на рождение «особого ребенка» [См. : Корельская, 2013]:
·Отрицание. Первичная реакция у родителей, которые готовились к рождению здорового ребенка. Они долго не могут справиться с потрясением, не верят в поставленный диагноз. Типично многие люди думают, что дети с недостатками в развитии рождаются в асоциальных семьях, но не как не у них, в здоровой и полноценной семье. Родители начинают сомневаться в компетентности врачей, ищут других врачей, чтобы с их помощью опровергнуть диагноз, появляется ложная надежда на выздоровление ребенка. Поэтому, на данном этапе важно оказать помощь таким семьям, ведь задержка в медицинской, педагогической и психологической коррекции дефекта может привести к дальнейшим проблемам в развитии ребенка.
· Гнев. Также распространенная защитная реакция в семьях. Родители отчаиваются, начинают обвинять в проблеме как себя, друг друга, так и ребенка. На этом этапе часто один из родителей, более «слабый», чаще это оказывается мужчина, устраняется от решения проблемы и уходит из семьи.
· Чувство вины. На данном этапе семья переживает всеобщее страдание, родители начинают жалеть себя, считать, что это им наказание «за грехи»; близкие начинают искать причины, которые могли вызвать заболевание у ребенка.
· Принятие. Заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Семья принимает диагноз своего ребенка, более того, начинает искать положительные установки для дальнейшей реабилитации.
Таким образом, появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья и трудности, с которыми сталкиваются родители, связаны с резкой переменой повседневного уклада жизни. Аналогично Н. Г. Корельская приводит типы семей по ситуации восприятия аномального ребенка [См. : Корельская, 2003]: подавленность ряда потребностей, таких как необходимость в продолжении рода, необходимость в общении; продолжительное и затяжное состояние тревоги, вызванное отсутствием перспектив на будущее, непринятием со стороны общества; проблема в сохранении семьи: опасение жены остаться одной с ребенком; материальные трудности; проблема в продолжении карьеры и самореализации; многократные психотравмирующие ситуации, которые связаны с диагнозом ребенка и проч. ; полное поглощение проблемами, связанными со здоровьем ребенка.
После принятия диагноза в семьях начинает конструироваться определенный социально-психологический климат жизни аномальных детей. Такие семьи можно разделить на определенные группы.
1. Первая группа. Типичный стиль воспитания – гиперопека. Данный стиль характеризуется чересчур заботливым отношением к ребенку. Родители пытаются защитить дитя от мнимых опасностей; у матери наблюдается повышенный уровень тревожности и нервно-психической напряженности. Родители зачастую имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своих детей с недостатками в развитии [См. : Егорова, 2002].
2. Вторая группа. Типичный стиль воспитания – гипоопека. Характеризуется снижением эмоционального контакта родителя с ребенком. Семьи уделяют излишнее внимание лечению детей, предъявляют завышенное требование к медицинскому персоналу, педагогам, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
3. Третья группа. Типичный стиль воспитания – сотрудничество. Взаимные ответственные отношения родителей и ребенка в совместной деятельности. Как правило, данный стиль возникает, когда родители верят в успех своего дитя и сильные стороны его природы, развивают самостоятельность ребенка во взаимодействии с окружающим миром.
4. Четвертая группа. Типичный стиль воспитания – авторитаризм. Характеризуется авторитарной позицией родительской установки. Свойственны: пессимистический взгляд на будущее ребенка с ограниченными возможностями здоровья, постоянное ограничение его прав, жестокие родительские предписания. В таких семьях от детей требуют обязательного исполнения всех упражнений и заданий. При этом не учитывается двигательные, психические и интеллектуальные возможности. Часто прибегают к наказаниям.
Данные группы моделируют некие стратегии и тактики в отношении родителей к дефекту ребенка. Существуют две модели-крайности: «охранительное воспитание» ребенка с ОВЗ и «равнодушное воспитание» данных детей [См. : Егорова, 2002]. Характеризуя «охранительное воспитание», можно сказать, что представленная модель связана с переоценкой дефекта. В данном случае ребенка излишне балуют, жалеют, оберегают от мнимой опасности. Родители, выполняя всё за ребенка, думают, что совершают благо. На деле, они делают его беспомощным, совершенно не подготовленным к жизни. Ребенок не научается выполнять навыки самообслуживания, не внимателен к требованиям взрослых, не умеет вести себя в обществе, не стремится к обучению с другими детьми. Как следствие, данная модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственного изолирования аномального ребенка от общества и подводит его к развитию эгоистической личности с преобладанием потребительской ориентации. Другая крайность – «равнодушное воспитание». Данная модель поведения родителей приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отверженности и одиночества. В таких семьях дети с ОВЗ становятся недоверчивыми, робкими, неискренними с близкими и окружающими. Несомненно, такой ребенок приспособится к обществу, но равнодушное и недоброжелательное отношение к людям будет присутствовать. Отметим, что данные модели в некой степени вредят ребенку-инвалиду. Следовательно, выходом из данной ситуации педагоги и психологи считают модель «золотой середины».
Н. Г. Корельская выделяет следующие причины ошибок в семейном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья [См. : Корельская, 2003]:
· пониженный уровень педагогических знаний родителей о психофизических и возрастных особенностях их ребенка;
· личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с их ребенком;
· позиция социума, некий «социальный барьер», способствующий «замыканию» родителей в собственных проблемах и препятствующий их преодолению.
Учитывая вышесказанное, скажем, что в современном обществе необходим поиск нового подхода при подготовке специалистов к организации педагогического сопровождения семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и воспитании, так же как и родители имеют не менее важную информацию, касающуюся их ребенка.
Список литературы
1. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учебное пособие / Т. В. Егорова. — Балашов: "Николаев", 2002. - 80 с.
2. Корельская, Н. Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок / Н. Г. Корельская. - М., 2003. – 232 с.
3. Мардахаев, Л. В. Отечественная социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. – М. : «Академия», 2003. – 384 с.
4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983: dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy