Ларина Татьяна Викторовна
Социализация личности ребенка посредством совместной деятельности детского клуба и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация личности ребенка через совместную деятельность детского клуба и родителей
«Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
Макаренко А. С.
Социализация личности ребенка возможна при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений.
Публикация «Социализация личности ребенка посредством совместной деятельности детского клуба и родителей» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2021
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель, социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей.
В детском клубе «Россиянка» сложилась воспитательная система, одним из направлений которой является работа с родителями и семьями учащихся. Её цель – организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов детского клуба для воспитания гармонично развитого гражданина России.
Для разработки системы взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива клуба использововались нормативные документы международного уровня («Конвенция о правах ребенка», «Декларация о правах ребенка»);
- федеральные документы («Закон об образовании РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», «Семейный кодекс РФ», «Конституция РФ», Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2017 - 2022 годы», «Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года» : Распоряжение Правительства РФ от 25.08.14 № 1618-р;
- документы муниципального, регионального значения;
- документы МБУ ДО ЦДТ «Автозаводского района» (Устав МБУ ДО ЦДТ «Автозаводского района»; программа развития детского клуба «Россиянка» – «РОСТ»(растем, общаемся, совершенствуемся, творим) на 2017 – 2022 гг. ; приказы МБУ ДО ЦДТ «Автозаводского района»; положения по конкурсам; положение о РК (родительский комитет) детского клуба.
В процессе взаимодействия педагогический коллектив детского клуба решает несколько задач:
1. Социализация личности ребенка через совместную деятельность детского клуба и родителей.
2. Формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей педагогическими знаниями.
3. Активное участие родителей в воспитании детей.
4. Формирование у детей уважительного отношения к семье, семейным ценностям, старшему поколению.
5. Оказание помощи в организации семейного досуга в развитии творчества детей и родителей.
В учреждении сложился определенный алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов. Он включает в себя несколько этапов:
• Создание среды для знакомства, взаимодействия.
• Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
• Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
• Включение родителей в учебно-воспитательный процесс.
• Осуществление обратной связи.
Чтобы скорректировать работу с семьей, сделать её более эффективной и содержательной, проводим диагностику, используя следующие опросники:
• «Что значит клуб для меня и моих детей».
Цель: оценка воспитательного процесса в клубе родителями. Результаты диагностики показали: клуб создает условия для развития и реализации способностей детей, учит моральным нормам поведения в повседневной жизни.
• «Мой клуб, родители и я».
Результаты опроса показали, что большинство детей посещают клуб уже не первый год. Многие из них ходят в клуб, чтобы найти интересные для себя занятия, научиться чему-либо новому. Им нравится, что родители посещают клуб, так как они могут показать им свои успехи и достижения.
• «Я – родитель».
Анкета рассчитана на выявление психолого-педагогических знаний родителей и готовность участвовать в педагогическом всеобуче.
• «Социальный заказ»
• «Изучение социального состава семей, составление социального паспорта». Информация о семье необходима для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для налаживания детско-родительских отношений, выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
Вторичная диагностика «Удовлетворенность родителей работой клуба» в конце учебного года позволяет выявить эффективность проведеннойработы за год. Анализ результатов мониторинговых исследований позволяет скорректировать образовательный процесс в учреждении.
Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями.
Взаимодействие семьи и детского клуба направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, привлечение к организации и проведению общественных мероприятий, оказание действенной помощи в укреплении материально-технической базы клуба. Форма работы: родительский комитет, который формируется в начале учебного года в составе 5 человек.
У него есть своя документация: положение о РК, его структура (Председатель; группа АХР – организует помощь родителей в ремонте клуба, благоустройстве, оформлении клуба; группа УВР – помогает в организации и сопровождении детей на экскурсии, походы в театр, кино, музеи, в проведении совместных праздников, спортивных соревнований, пошиве костюмов, изготовлении атрибутов и декораций спектаклей; группа Казначеи – организует привлечение средств на нужды клуба, план работы на год, отчет за предыдущий год, протоколы заседаний.
Родительское собрание – одна из форм работы с родителями. На организационном собрании педагоги информируют родителей о работе кружков и спортивных секций, знакомят с образовательными программами, программой развития клуба, планом работы на учебный год, с графиком проведения открытых занятий, досуговых мероприятий, что позволяет родителям ближе познакомиться со спецификой детского клуба, с его воспитывающей и развивающей средой.
Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы одна семья», «Роль отца в воспитании детей», «Кто главный в семье», «Права семьи – права ребенка», «Профилактика жестокости и насилия в семье» и др.
В мае подводятся итоги работы за год, отчет работы родительского комитета, награждение активных родителей.
Встречи родительской общественности с администрацией клубапроводятся ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Педагогический всеобуч родителей- способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании, выработки единых подходов семьи и клуба к воспитанию детей.
В определении тематики участвуют родители. Темы: «Воспитание толерантности в семье», «Психологические портреты детей», «Погода в доме» и др.
Вечера вопросов и ответовпроводятся в форме круглых столов, посиделок с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.
Обогащению родителей психолого–педагогическими знаниями в вопросах воспитания и развития детей помогает программно-методическое обеспечение детского клуба по работе с семьей :методические рекомендации, описание категорий родителей, кодекс истинного родителя, лекционный материал, памятки, тексты анкет и опросников, список литературы в помощь родителям.
В работе по просвещению используем 2 вида деятельности :
- познавательныйчерез индивидуальные и групповые формы работы;
- наглядно-информационный, используя информационные стенды, библиотечку для родителей, методическую продукцию и т. д.
Сотрудничество с семьями учащихся ведется во всех направлениях работы МБУ ДО ЦДТ «Автозаводского района», в котором выстроена система по работе с родителями, разработаны положения общеклубных конкурсов и фестивалей, в которых наш клуб принимает активное участие в рамках этой системы.
1. Гражданско-патриотическое воспитание.
Мероприятия:
- операция «Подарок ветерану» (совместное изготовление сувениров с родителями и детьми);
- встречи с ветеранами, посещение ветеранов на дому, с вручением подарков, цветов, чтением стихов.
- конкурс патриотической песни «Виват, Россия», конкурс эрудитов «Салют, Победа!» - на которые приглашаются ветераны – тем самым воспитывая уважительное отношение к старшему поколению.
- поисковая работа «Мемориал».
В конкурсе, посвященном декаде «Памяти и славы» - «Спасибо деду за победу» - дети собирали вместе с родителями материал о своих дедах.
- Ко Дню защитника Отечества23 февраля – родители в одном строю с детьми. Участвуют в конкурсе семейной стенгазеты «Мой папа и брат – славный русский солдат».
- Из года в год традиционно в клубе проводится шахматный турнир «Отцы и дети», спортивные мероприятия «Забавы богатырские» - где соревнуются между собой семьи.
- Формируя уважительное отношение к семейным ценностям, семейным традициям, межпокаленческим связям, вели поисковую работу в семейном конкурсе «Родительский дом – начало начал», где одна из семей стала победительницей в номинации «Семейная реликвия».
2. Работа с семьей прослеживается в направлении формирования потребности ЗОЖ ипрофилактики асоциального поведения.
- КИВ с врачами, психологами, юристами. Встреча родителей с инспектором ИДН, участковым. Для детей проводили профилактические беседы, для родителей – беседы о состоянии преступности в районе. Вручали буклеты, памятки об административной и уголовной ответственности детей и родителей.
В конкурсе бюллетеней «С вредными привычками нам не по пути» - родители активно помогали с оформлением.
В конкурсе социальной рекламы «Наш выбор – здоровье» - родители вместе с детьми оформляли плакаты и сочиняли к ним лозунги и одна из семей стала победителем в номинации «Транспорт и здоровье».
Традиционно проводятся праздники «Всей семьей бежим к здоровью», «Папа, мама, я – спортивная семья», совместные походы выходного дня «Отдыхаем всей семьей», «Лыжня Деда Мороза».
Знакомим родителей с социально-значимыми акциями и их результатами, среди них «Танцуй ради жизни», «Чистая книга».
3. Работа с семьей и родителями ведется в направлении духовно-нравственного воспитания.
Яркий пример формирования чувства гордости за свою семью конкурс – «Наша дружная семья», который включает в себя визитку, герб семьи, творческие выступления, презентацию «Наше семейное хобби» :
Использовали новую форму работы - Вечер – чествования «Быть матерью - особенная честь» - чествовали многодетных семей в номинации «Материнская гордость» - где глава администрации района поблагодарил за воспитание детей и выразил глубокую признательность за активное участие в жизни детского клуба «Россиянка».
Формируя у детей нравственные устои, доброту, милосердие, уважение к старшему поколению, - проводим акцию «Душевное тепло», ко Дню пожилого человека (концерт в Доме ветеранов и соц. защите).
В конкурсе сочинений «Единственной маме на свете» - дети эпитетами выразили свою любовь к маме, в конкурсе рисунка «Твой образ незабвенный» - запечатлели самого дорогого для себя человека – маму.
Широкое распространение получили совместные праздники «День матери» - «Самой дорогой и любимой»», «8 марта» – «Праздник, пахнущий мимозой», «День семьи» - «Большой хоровод», семейные посиделки «У самовара»,Новогодний праздник, где уже много лет традиционно роль Деда Мороза исполняет член родительского комитета.
Организуются семейные походы в театр, музеи.
Это направление деятельности помогает родителям приобщиться к интересам ребенка, организовать семейный досуг. Родители и дети приобщаются к интересам друг друга, поддерживают творческий потенциал.
Семейное творчество – «Семья талантами богата»! Ярмарка семейных поделок «Мастерим всей семьей», выставки творческих работ «Душа и руки создают творенье», мастер-классы («Новогодние сюрпризы», мастерская отца и сына («Подарок маме», конкурсы «Кулинарная фантазия», «Блинопеков», где родители принимают активное участие в качестве конкурсантов и жюри.
Деятельность педагогов по этому направлению помогает гармонизации детско-родительскх отношений, способствует выявлению у всех членов семьи скрытых талантов. Родители становятся не только болельщиками и наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса.
Кем являются родители в клубе?
Можно разделить на несколько групп:
• Пассивные – это зрители, приходят посмотреть на своих детей. Это самая многочисленная группа.
• Родители помощники – в организации работы (костюмы, атрибуты, музыкальное оформление).
• Родители – сопровождающие – помогают в проведении мероприятий, поход выходного дня.
• Родители участники различных мероприятий («Наша дружная семья», «Быть матерью особенная честь», семейные работы, выставки, досуговые мероприятия).
• Родители - учащиеся, ходят в клуб поучиться, посещают мастер – классы, совместные занятия с детьми.
В работе с семьей детскому клубу помогают социальные партнеры :
1. МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» - методическая помощь, приказы, общеклубные мероприятия.
2. СМИ – информационная поддержка.
3. Сайт – информационный портал.
4. Родители – совместная организация досуга детей. ПВР. Спонсорская помощь. Помощь в хозяйственных делах.
5. Депутаты, ТОС–совместные мероприятия, помощь в решении хозяйственных вопросов.
6. ДК «Молодежи» - участие в совместных смотрах - конкурсах.
7. ДДТ им. В. Чкалова – семинары, методические объединения.
8. Гимназия №136 – участие в совместных мероприятиях. Работа по привлечению детей в кружки. Работа с детьми из неблагополучных семей.
9. Библиотека им. Ю. Адрианова – встречи, беседы с детьми и родителями. Подбор литературы. Помощь в организации летнего лагеря.
10. Отдел культуры, молодежной политики – участие в районных мероприятиях, семинарах.
11. Инспекция по делам несовершеннолетних, правоохранительные органы – выявление детей группы риска, неблагополучных семей, профилактические беседы, КИВ.
Ежегодно отслеживается результативность работы с семьей и родителями.
Традиционный опрос родителей в конце 2018 – 2019 учебного года, выявил улучшение детско-родительских отношений и повышения уровня удовлетворенности качеством образовательного процесса и условиями пребывания в клубе детей и родителей. А, самое главное, прошло расширение воспитательного пространства нашего клуба за счет вовлечения семей в единое образовательное пространство, и их участие в деятельности детского клуба «Россиянка», подтвердив тем самым, что семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.
«От того как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира
– от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский