Приложение МААМ

Опыт работы «Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном проекте «Путешествие по стране Ушарика»

Наталья Конц
Опыт работы «Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном проекте «Путешествие по стране Ушарика»
▼ Скачать + Заказать документы

В нашем учреждении реализован инклюзивный проект «Мои особые друзья», основной целью которого было познакомить как детей, так и родителей массовых групп с детьми с ОВЗ, посещающих группы компенсирующей направленности в нашем ДОУ.

Краткая информация о нашем учреждении: ДОУ уже 15 лет реализует различные формы работы с детьми с ОВЗ (нарушения слуха, сложная структура нарушений, интегрированными в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В течение этих лет в ДОУ трое детей с ОВЗ выводились в массовые группы (осуществлялся вариант полного включения, но сопровождение специалистов этих детей не снималось.

Публикация «Опыт работы „Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном проекте „Путешествие по стране Ушарика“» размещена в разделах

Реализованный проект показал, что дети массовых групп готовы к общению и конструктивному взаимодействию с детьми с ОВЗ, проявляют к ним интерес. Педагоги массовых групп в рамках проекта были информированы о детях с ОВЗ, получили возможность пообщаться с ними, но некоторые проблемы, связанные с недостаточной осведомленностью, нехваткой времени у педагогов, а также скептическим настроением к инклюзии. Эти причины послужили основанием для продолжения проекта в 2015-2016 учебном году. Новый проект мы назвали «Путешествие по стране Ушарика». Основной идеей стало создание «волшебной страны» в которой живут друзья Ушарика. Они помогают главному герою социализироваться и прививают ему различные умения и навыки, необходимые для его самореализации. Мультфильм «Уши для Ушарика», посвященного кохлеарной имплантации, был создан для компании «Азимут мед групп». Лицензионный диск с мультфильмом, а также игрушка «Ушарик» были подарены нашему ДОУ ведущим специалистом по реабилитации после кохлеарной имплантации НИИ ЛОР Зонтовой О. В.

Нами были выбраны группы старших по возрасту детей, участвующих в проекте : одна из коррекционных (№10) -для детей с ТНР, куда были интегрированы дети с нарушением слуха (4 ребенка, а также две массовых - гр. №8 и гр. №11. Проект сопровождали воспитатели, педагог-психолог, дефектолог, логопед, инструктор по физической культуре, педагог допобразования по ИЗОдеятельности, музыкальный руководитель, некоторые родители детей, участвующих в проекте.

Проект «Путешествие по стране Ушарика»

Цель: Создать условия для полноценного и конструктивного взаимодействия детей массовых групп с детьми с ОВЗ.

Задачи:

• Помочь детям с ОВЗ приобрести новые возможности реализации их личных качеств во взаимодействии с детьми массовых групп;

• Заинтересовать детей массовых групп поручив им роль «наставников», «помощников», «проводников в волшебной стране», к взаимодействию с детьми с ОВЗ;

• Организовать в семьях всех групп воспитанников совместную творческую деятельность с родителями, направленную на полноценную реализацию проекта;

• Дать возможность воспитателям массовых групп увидеть и раскрыть потенциал каждого ребенка (и с ОВЗ, и обычных, решая проблемы, связанные с новыми условиями инклюзии.

Следуя ФГОС ДО мы старались реализовывать задачи проекта в условиях образовательной среды, которая представляет предметно-пространственную развивающую среду, а также постоянно учитывали характер взаимодействий со взрослыми наших юных участников проекта, характер взаимодействия детей друг с другом, и особенно индивидуальную систему отношения каждого ребенка, участвующего в проекте, к миру, к другим людям, к самому себе.

Вид проекта :

Творческо – информационно – просветительский.

На деловой встрече в начале учебного года мы согласовали и обсудили с педагогами и специалистами методику работы. Далее был круглый стол, где продолжилось обсуждение плана работы по предъявленному проекту. Затем состоялся просмотр мультфильмов «Уши для Ушарика» с дальнейшим обсуждением, в котором принимали участие педагоги и специалисты. Цель - донести смысл проекта и выбрать героев - эмблемы каждой группы. Затем и родители групп, принимающих участие в проекте, получили возможность посмотреть мультфильм он - лайн через социальную сеть ВКОНТАКТЕ (через группу «ГБДОУ №27» и через персональные группы). Это было необходимо, чтобы представить родителям цель проекта, погрузив их в «историю Ушарика». После этого были проведены индивидуальные консультации с каждым родителем, сформулировавшим вопросы по проекту.

Потом настало время просмотра мультфильма детьми как коррекционных, так и массовых групп. Это было необходимо, чтобы погрузить детей в проект, заинтересовать, информировать о главных героях, а также согласовать персонажей смешариков, выбранных педагогами, действующими от каждой группы «друзьями Ушарика». На впечатлениях от просмотренного мультфильма, а также активного обсуждения дальнейшей судьбы Ушарика и его друзей, ребята принялись за создание «Острова Ушарика», где Ушарик (наша игрушка, но подразумевались конечно и дети с нарушением слуха)смог бы обучаться, играть и дружить в атмосфере радости и поддержки друзей - «Смешариков»(также-дети массовых групп). Была создана «волшебная страна» (карта острова – игровое поле, поделенная на области (части, где каждая область «развивала, обучала, развлекала наших ушариков (детей с нарушениями слуха). А делали это друзья ушариков – смешарики (дети массовых групп). Данное мероприятие было проведено педагогом по изодеятельности. Карта была создана, разделена на 4 части:

1 часть – у гр. №10 (группа для детей с ТНР, которую посещают дети с нарушением слуха;

2 часть – у гр. №8 (массовая группа)

3 часть – у гр. №11 (массовая группа)

4часть - у педагога – психолога.

Следует сказать, что темы развивающих мероприятий («Как и чему мы будем обучать Ушарика) для каждой группы были приняты во время проведения круглого стола. Итак, группа №10 занималась развитием слухового восприятия Ушарика (группа «Длинные уши Кроша», группа №8 - развитием моторики и конструктивным праксисом (группа «Мастерская «У Пиныча», группа №11 – развитие речи в театрализованной деятельности («Театр Совуньи», педагог –психолог («Нюша-затейница») - развитие эмоций, а также отдельно выделили кусочек острова для инструктора по физической культуре («Лосяш-чемпион») для мероприятия «Квест со Смешариками».

Мероприятия с родителями не закончились просмотром мультфильма. Совместная домашняя деятельность родителей и детей как коррекционных, так и массовых групп, соревновательный момент, поддерживающий интерес к проекту-конкурс «Лучшая эмблема проекта». Создание эмблемы завершилось успешно. Из рисунков выбрали лучшие и решили путем голосования, какой же рисунок станет эмблемой. Далее родители вели «дневники проекта», помогая фиксировать события и отслеживать детские эмоции, реакции.

В течение всего проекта воспитатели читали детям книги о доброте, помощи и дружбе (книги В. Кротова о «Червячке Игнатии и его друзьях», Ирины Зартайской «Я слышу», Дарьи Вильке. "Тысяча лет тишины". (из книги "Грибной дождь для героя", Морриса Глейцмана "Болтушка". Ушарик (игрушка - эмблема проекта) посещал группы, участвующие в проекте. С ним дети обсуждали просмотренный мультик, расспрашивали его о стране, о его друзьях, о том, чему бы он еще хотел научиться. А Ушарик «рассказывал» детям о маленьких ушариках (детях с нарушенным слухом, которые хотели бы дружить и учиться. Именно для них дети массовых групп изготовили книжки-малышки по прочитанным книгам, просмотренному мультику.

Затем были мероприятия «В гостях у Кроша или что бы нам послушать вместе?» (гр. №2, «Совунья принимает гостей или Театр для Ушарика» (гр. №11, «Мастерская «У Пиныча» (психолог, и «Квест с Лосяшем» (инструктор по физкультуре, где детям массовых групп была дана возможность реализовать свои спортивные качества в роли наставников детей с ОВЗ. На всех этих мероприятиях дети с ОВЗ общались с детьми из массовых групп на правах настоящих друзей. Кроме того, каждой группой были созданы авторские игры, отражающие направление работы группы по проекту. Например, группа «Длинные Уши Кроша» разработала игру для развития слухового восприятия, группа «Мастерская «У Пиныча»- на развитие конструктивного праксиса и т. д. Все дети групп, разработавших игры, в конце проекта получили «Свидетельства мастеров» (почетные грамоты) от Ушарика.

Музыкальный досуг «Шкатулка мелодий Кар-Карыча» как подготовка к завершающему мероприятию очень понравился всем детям. Самое главное, что дети с нарушением слуха получили возможность попеть и потанцевать со своими новыми друзьями, а не только с детьми из группы.

После проведения большого игрового совместного праздника со всеми детьми, принимающими участие в проекте «Страна Ушарика глазами детей» стало ясно, что дети готовы дружить, общаться, что интерес к маленьким «ушарикам» неподдельный и стойкий, а желание быть полезным для них остается и усиливается. После различных игр и веселых заданий дети создали на игровом поле целую страну для всех друзей Ушарика, так, как они её увидели и представили себе. Был. проведен мониторинг всех участников проекта, как детей, так и взрослых, чтобы собрать и обобщить материал для дальнейшего анализа. На этом проект был завершен.

Итог (или несколько мыслей о проекте)

Из наблюдений прошлых лет: безусловно существует настороженное, заранее недоброжелательное, даже подчас агрессивное отношение как педагогов, а вследствие этого и детей к ребенку с ОВЗ, в ГДОУ, группах, куда дети с ОВЗ помещаются спонтанно, без предварительной работы. Появляется двусторонняя закрытость: замыкается ребенок с ОВЗ, вследствие намеренной защитной изоляции детей массовых групп от этого ребенка, особенно если он имеет дополнительные нарушения коммуникации, выражающиеся в агрессивном, непредсказуемом поведении. Из чего в детстве формируется отношение к людям с нарушениями? Можно выделить три основные составляющие:

• Собственные наблюдения и чувства ребенка при первых встречах с такими людьми;

• Чувства взрослых, гораздо более разнообразные и трудные для осознания. Не важно, что говорит взрослый ребенку, важнее, что он чувствует при этом. Это ложится в эмоциональную основу отношения ребенка к особым людям, особым детям.

• Модель поведения взрослого при встрече с ребенком с ОВЗ. Типична ситуация, когда взрослый отвлекает, переключает ребенка при встрече «не таким» ребенком, взрослым. Если с человеком что - то не так, лучше не обращать на это внимание. При этом не учитывается, что прерванный контакт (если он начался) запомнится ребенку как нежелательный, неприличный. Потом на всю жизнь остается сложный комплекс чувств, в основе которого лежит защита от контакта с «другим», непохожим на меня человеком, который становится для повзрослевшего ребенка невидимым.

Учитывая вышесказанное, мы внесли в проект еще более доброжелательности, заинтересованности, направленного внимания как к детям с ОВЗ, так и к детям массовых групп. Главное, по нашему мнению, мы постарались уйти от образа «больных детей», придумали страну, где много радости от встреч, где можно двигаться, общаться естественными жестами, просто быть рядом, а главное веселиться и творить. Именно это и сблизило наших детей в сказочной стране Ушарика.

Мы внесли в проект больше совместных мероприятий обеих групп детей, сделав акцент на лидирующей роли детей массовых групп. Педагоги провели все мероприятия, дав детям массовых групп возможность проявить фантазию, реализовывать свои лидерские, индивидуальные качества, попробовать примерить на себя роль наставников, помощников для детей с ОВЗ.

Педагоги сыграли роль советников, которые мягко направляли (это ведь была игра, подсказывали, а не диктовали и требовали, что соответствует полностью задуманной нами концепции проекта.

Дети массовых групп в различных формах взаимодействия развивали речь, слуховое восприятие, моторные навыки, мышление детей с ОВЗ в совместной деятельности, играх, праздниках.

В результате взаимодействие между детьми массовых групп и детьми с ОВЗ оказало положительное влияние на формирование нравственных представлений обеих групп детей, создало реальные положительные психологические условия для социальной адаптации детей с ОВЗ, способствовало развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также индивидуальных качеств личности каждого ребенка, участвующего в проекте.

Приобретенные в ходе проекта умения и навыки помогли детям с ОВЗ лучше усваивать и овладевать программным материалом, развивать речевые навыки, особенно, столь необходимые для общения и так трудно формируемую диалогическую речь в различных ситуациях общения, развивать навык «свободного слушания» (подтвердилось не только педагогической диагностикой, но,что особенно приятно, отзывами родителей детей с ОВЗ) .Стала возможна также демонстрация правильного (социального) поведения «маленьких наставников» (детей массовых групп, что помогло детям с ОВЗ, имеющим проблемы с поведением, сделать пусть даже попытку преодолеть эти особенности, приобрести шаблон правильного поведения).

Мы надеемся на продолжение работы в направлении инклюзии детей с ОВЗ в нашем учреждении, на новые интересные направления работы совместно родителей, воспитателей и специалистов.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Опыт работы «Элементы литотерапии в здоровьесбережении детей»Опыт работы «Элементы литотерапии в здоровьесбережении детей» В настоящее время многие педагоги ищут новые нетрадиционные методы и подходы в здоровьесбережении детей. Я решила использовать минералы.

Итоговое логопедическое занятие для детей подготовительной группы «Путешествие по стране Грамотной речи»Итоговое логопедическое занятие для детей подготовительной группы «Путешествие по стране Грамотной речи» Итоговое логопедическое занятие для детей подготовительной группы. Тема: Путешествие по стране Грамотной речи. Цели: • Закрепить согласование.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Опыт работы «Учите детей рисовать животных»Опыт работы «Учите детей рисовать животных» Изучение животного мира-важная задача для рисующего. Всякий, кто присматривался к животным знает, как красивы формы и расцветки зверей, как.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Стране Доброты»Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Стране Доброты» Цель: формировать у детей нравственное поведение; развивать внимание, память, восприятие, мышление, воображение; активизировать и расширять.

Сидим дома с пользой: творчество детей к 9 Мая (опыт работы)Сидим дома с пользой: творчество детей к 9 Мая (опыт работы) Приближается великая и важная для нашей страны дата – 75 лет Великой Победы. С каждым годом всё меньше остаётся тех, кто каждый день, каждую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном проекте «Путешествие по стране Ушарика»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 21:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном проекте «Путешествие по стране Ушарика»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Конц (УИ 454160) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД