Елена Кувеко
Социализация детей раннего возраста не посещающих детский сад, через организацию вариативных форм дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Социализация детей раннего возраста не посещающих детский сад, через организацию вариативных форм дошкольного образования «Воспитатель-Волонтёр»
Проблема заключается в том что, часть детей из-за отдаленности территорий не посещают дошкольные образовательные организации, а воспитываются в семье. И как следствие снижение охвата детей дошкольным образованием.
Темочки:
Наша цель: Максимально полного охвата детей используя «Волонтёрское движение» как инновационного и эффективного способа социализации и развития ребенка.
Задачи:
• обеспечение территориальной доступности качественного дошкольного образования через развитие вариативных форм;
• выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения для получения дальнейшего образования;
• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям.
Ожидаемые результаты:
• Распространение положительного опыта работы среди дошкольных организаций Абанского района и края.
• Востребованность предлагаемых услуг, увеличение количества детей охваченных вариативными формами образования.
• Выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения для получения дальнейшего образования.
Используем квалифицированные кадры, способные осуществлять диагностику, коррекцию развития детей раннего возраста и способных осуществлять изучение образовательных услуг дошкольного образования : руководитель детского сада, воспитатели, педагог-психолог, родители, фельдшер. Социальные партнёры : специалисты Долгомостовской школы (логопед, социальный педагог).
В 2014 году творческой группой нашего детского сада было принято решение об организации услуг для детей раннего возраста, не посещающих детский сад. И мы организовали клуб «За руку с семьёй».
Основная идея клуба – создать благоприятные психологические условия адаптации детей в возрасте от одного года до трёх лет к детскому саду. Оказание социальных услуг населению, ранее выявление и сопровождение детей с нарушением в развитии.
На сегодняшний день решение проблемы обеспечения доступности и качества дошкольного образования приобрело новую форму, так как с каждым годом мы ставили всё новые и новые задачи.
Наработав определённый опыт, клуб «За руку с семьёй» стал опорной и стартовой площадкой волонтёрского движения.
Новизна этого направления состоит в том, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи расширено.
В качестве альтернативы решения задач, в село Лазарево, находящегося в десяти километрах от нашего села, где нет ни школы, ни детского сада. В библиотеке, которая находится в здании сельского клуба, организовали социально-игровую зону (консультационный центр) для детей 0 до 3х лет, и их родителей находящихся на отдалённой территории.
На первом этапе выявили детей раннего возраста, нуждающихся в образовательных услугах; организовали рекламу услуг дошкольного образования, среди населения были размещены объявления о наборе детей от 0 до 3 лет, не посещающих детский сад; разместили информацию в районной газете.
Создали условия: нашли помещения, оборудовали игровую зону, разработали этапы сопровождения детей от 0 до 3х лет.
На втором этапе идет реализация основного этапа проекта: оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности.
Это самый трудный этап, так как у детей отсутствовали игровые умения и навыки, а это один из определяющих направлений социализации детей.
Психологическое сопровождение ребёнка ведётся по индивидуальным образовательным маршрутам.
Социализация ребёнка в общении с детьми. Стремление к общению с другими детьми не менее важный показатель развития социальных потребностей ребёнка.
Помимо этого, проводятся занятия для родителей, где они обучаются способам применения разнообразных игровых методик на практике; созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания. Специалисты работают по правовому просвещению родителей, «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних», по «Профилактики асоциального образа жизни родителей». Путем организации содержательного общения, родители постепенно приобщаются к процессу развития ребенка.
Третий этап – обобщающий.
По результатам анализа работы вариативных форм дошкольного образования, мы пришли к выводу, что процент охвата детей раннего возраста на территории, закрепленной за нашим учреждением, медленно, но неуклонно растет и на данный период приобретает популярность.
В процессе работы Центра у детей отмечается : повышение активности комфорта и безопасности себя в общении при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Дети успешно социализируются и быстро адаптировались в создаваемых условиях.
Родители стали лучше понимать особенности и закономерности развития ребенка; укрепилась уверенность в своих воспитательных возможностях; возник тесный контакт с коллективом детского сада.
Работает обратная связь :
• Консультационный центр.
• Горячая линия по телефону.
• Сайт детского сада.
Объединить команду педагогов и возглавить их волонтерскую работу — сложный и ценный опыт. Самое главное, что данный вид услуги оказался востребованным. Свои перспективы мы строим на будущее, надеемся, что наше волонтёрское движение будет интересным, полезным не только детям, родителям, но и педагогам.