светлана хименко
Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста, через организацию среды для разнообразной трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в нем, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание.
Целью нашей работы является:
Публикация «Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста, через организацию среды для разнообразной трудовой деятельности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых
В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.
В старшей группе добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.
Общая цель вывела на постановку следующих задач:
1. Создать условия в детском саду для формирования трудовых навыков у детей.
2. Расширить представления детей о труде взрослых.
3. Вовлечь родителей в совместную деятельность для закрепления трудовых навыков у детей.
Содержание работы для реализации задач:
1. Для выполнения поставленных задач мы, прежде всего, создали в группе необходимые условия для труда детей : оборудовали трудовые уголки для ухода за растениями и для работы в группе. В уголках разместили красивые фартуки, нарукавники, лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, ветоши, таз для воды, точилки для карандашей, клей, скотч и т. д. Силами родителей и воспитателей были оформлены «Огороды на подоконниках», отремонтирован детский инвентарь для работы на участке. Так же оборудован уголок дежурства. Все имеющее оборудование расположили с учетом санитарно – гигиенических требований, в удобном для детей месте.
Дети пришли в группу в двухлетнем возрасте и, особое внимание мы уделяли развитию навыков самообслуживания у детей. Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость. Хозяйственно-бытовой труд, который мы планируем, разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Дети вытирают пыль, моют игрушки, расставляют игрушки на свои места, точат карандаши, ремонтируют книжки, расправляют и заправляют кровати. Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка. Труд в природе мы используем с младшей группы. Мы выращиваем рассаду овощей, цветов, проводим большую работу в цветнике и на огороде. В этом году в рамках проекта: «Цветок для мамы» дети самостоятельно выращивают комнатные растения. Наиболее приемлемые формы, которые мы с успехом используем в своей работе – индивидуальные и групповые поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения.
Ручной труд – как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в нашей работе. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно относятся к материалам, предметам труда. Здесь большое место мы уделяем индивидуальной работе. Дети научились изготавливать оборудование, атрибуты для игр.
2. Мы много внимания уделяем вопросу формирования представлений у детей о людях разных профессий, для этого разработали проекты: «Люди разных профессий», «Профессии наших мам», «Профессии пап». Также мы используем иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, художественные произведения, загадки, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии», «Найди лишнее» и др., рассматривание альбома «Все работы хороши». Организовали выставку фотографий мам «Мамы всякие нужны», наблюдения за трудом взрослых. Особенно широко знакомили детей с профессией библиотекаря (экскурсия в библиотеку, учителя (экскурсия в школу, спасателя (экскурсия в пожарную часть, парикмахера (экскурсия в парикмахерскую). Несколько занятий были посвящены знакомству с трудом сотрудников детского сада. При посещении медицинского кабинета, кабинета заведующей, кухни, прачечной подчёркивали, что весь коллектив детского сада работает дружно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. Таким образом, в ходе ознакомления детей с трудом взрослых мы стремились раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда.
3. Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей мы использовали разнообразные формы и методы. В уголках для родителей систематически помещаем информацию по проблеме трудового воспитания. Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей : периодически организуем субботники по благоустройству участков детского сада, изготовление и ремонт кормушек для птиц. Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей. Организуем мастер – классы родителей, которые рассказывают о своих профессиях. Дети совместно с родителями участвуют в выставках поделок: «Чудеса на грядках», «Новогодняя игрушка», «Праздник мам», «День космонавтики». Совместно с родителями сооружаем зимние постройки, благоустраиваем территорию детского сада. Проводим встречи с интересными людьми: музыкант, продавец цветочного магазина.
Анализируя проделанную работу, мы с уверенностью можем сказать о том, что она дала положительные результаты: в группе были созданы условия для различной трудовой деятельности детей. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним. Родители стали проявлять интерес к трудовому воспитанию ребенка и активно участвовать в совместной деятельности для закрепления трудовых навыков у детей.
Труд был, есть и будет основным условием всестороннего, гармонического развития человека. Как известно, в труде формируются практические умения растущей личности, развиваются ее способности, воспитывается привычка к доведению начатого до конца, творческое восприятие окружающего, чувство коллективизма. [2].