Екатерина Попова
Методический семинар «ФЭМП у детей дошкольного возраста через использование игровых форм обучения» (ч. 2)
▼ Скачать + Заказать документы
2. Теоретическое обоснование опыта.
В качестве основания для формирования начальных математических представлений и понятий П. Я. Гальперин разработал линию формирования начальных математических понятий и действий, построенную на введении мерки и определении единицы через отношение к ней.
Публикация «Методический семинар „ФЭМП у детей дошкольного возраста через использование игровых форм обучения“ (ч, 2)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В исследовании В. В. Давыдова был раскрыт психологический механизм счета как умственной деятельности и намечены пути формирования понятия числа через, освоение детьми действий уравнивания и комплектования, измерения. Генезис понятия числа рассматривается на основе краткого отношения любой величины к ее части (Г. А. Корнеева).
В отличие от традиционных методов ознакомления с числом (число - результат счета, новым явился способ введения самого понятия: число как отношение измеряемой величины к единице измерения (условная мера).
Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач привел исследователей к выводу о необходимости научить детей обобщенным способам решения учебных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций (классификации и сериации). Для этого, предлагаются своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании.
В настоящее время реализуется идея простейшей логической подготовки дошкольников (А. А. Столяр, разрабатывается методика введения детей в мир логико- математических представлений: свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция) - с помощью специальной серии обучающих игр.
В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ.
Понятие «математическое развитие» дошкольников трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. Следует отметить, что основа такой трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена еще в работах Л. А. Венгера и др. Такое понимание математического развития устойчиво сохраняется в работах специалистов дошкольного образования. Например, в исследованиях В. В. Абашиной понятию математического развития ребенка дошкольного возраста посвящена целая глава.
В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов (Г. А. Корнеева, Э. Ф. Николаева, Е. В. Родина) эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же (П. Я. Гальперин, А. Н. Федорова) стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.
Познание и отображение в представлениях общих связей и отношений дошкольники осуществляют посредством наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Новоселова и др.). Мы разделяем точку зрения, согласно которой все виды мышления развиваются одновременно и имеют непреходящее значение на протяжении всей человеческой жизни. Внешние, пробующие действия - исходная форма для развития действий образного и логического типа (Н. Н. Поддьяков).
В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, 3. А. Михайлова); строительно-конструктивные игры. Кроме этого, активно используются сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др., общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел» и др.).
Изучение психолого-педагогической литературы убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий и активного использования разнообразных приемов активизации умственной активности детей : включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.
3. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Работу над этой темой я начала с детьми старшей группы и продолжаю в подготовительной группе. Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.
Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.
Я стала углубленно работать над темой:
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование игровых форм обучения».
Работая по данной теме, я поставила перед собой
Цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Определила для себя следующие задачи:
1. Создать оптимальные условия для развития математических способностей детей.
2. Создать предметно-развивающую среду.
3. Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
4. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.
5. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Развивать у детей познавательный интерес к математике.
Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов : планирование тематических дней, использование дидактических игр в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментах, в комбинировании известных методик посредством использования игрового занимательного материала дошкольников, с целью достижения желаемого результата наиболее рациональными и экономическими путями.
В работе использовались нетрадиционные формы и методы : стимулирующие детей к использованию дидактических игр, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям. В результате это послужило базой для развития математических способностей детей.
Отличительной особенностью дидактических игр и упражнений является то, что эти игры и упражнения основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение математических упражнений предлагается активное включение в этот процесс таких функций, как внимание, память, мышление. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.
Наглядный материал, книги, игры – головоломки, задачи-шутки, ребусы, дидактические игры сенсорно-моделирующего характера, способствуют решению умственных способностей детей.
Научность. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка
Исследуя литературу по дидактическим играм и упражнениям, я пришла к выводу, что данный метод является новым в современной педагогике. Научная новизна опыта состоит в том, что в своей работе я предлагаю подробное исследование, что способствует повышению уровня элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями.
Гипотеза - если использовать игровые формы обучения в непосредственной образовательной деятельности математики в ДОУ, то активизируется познавательная деятельность дошкольников.
Использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Обучая маленьких детей с использованием игровых форм, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!
В ходе исследования мною была подтверждена гипотеза о том, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических представлений я выстраиваю с учё том следующих принципов:
1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3) Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.
4) Научность.
5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы :
-элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты
- воссоздание и преобразование
- информационно коммуникативные технологии
- здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах :
- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; презентация, тематический досуг)
- демонстрационные опыты;
- театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.).
5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации родителям, показала мастер- класс по данной тематике на базе нашего ДОУ.
Я рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности.
И все же невозможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Поэтому я использую разные формы работы с родителями :
-общие и групповые родительские собрания;
-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры», «Играем дома»;
- изготовление дидактических игр совместно с родителями;
-Дни открытых дверей;
-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
-совместное создание предметно-развивающей среды;
-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?».
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если: - учитываются особенности психики ребенка;
-учитываются общие особенности детей;
-воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
-используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении возможности использования игровых форм обучения, как средств формирования усвоенного материала дошкольниками.
Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному использованию в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.
Предполагаемый конечный результат: использование дидактических игр способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников.
Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками
4. Анализ результативности.
Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста.
Основная цель которой — выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Диагностика формирования элементарных математических представлений посредством игровых форм
Цель: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Критерии оценки:
1 Закрепление представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.
2. Умение играть в группе по 3 – 4 человека.
3. Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности.
4. Активизация познавательных интересов к математике, как науке.
В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования, которые определили следующие результаты:
Мониторинг эффективности формирования у детей дошкольного возраста математических способностей
в группе «Сказка» МБДОУ «Лукьяновский ДС».
Вывод: из результатов мониторинга можно судить об эффективности проведенной работы
в 2017 – 2018 учебном году в начале работы воспитанники показали следующие результаты:
из 23 общего количества детей
высокий уровень развития показали 7 воспитанника, что составило 24%
средний уровень развития показали 7 воспитанника, что составило 24 %
низкий уровень развития показали 9 воспитанников, что составило 52 %
в 2018 – 2019 учебном году в завершении работы воспитанники показали следующие результаты:
из 23 общего количества детей
высокий уровень развития показали 11 воспитанников, что составило 50%
средний уровень развития показали 8 воспитанников, что составило 40 %
низкий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 10%
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. К концу 2017 года детей с низким уровнем элементарных математических представлений – нет.
5. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Главная трудность, с которой я столкнулась в своей работе над использованием дидактических игр - отсутствие финансирования на приобретение игрового и практического материала, и как следствие- нехватка необходимого материала для дидактических игр с математическим содержанием. В соответствии с требованиями ФГОС, конечно, есть острая необходимость.
Еще одной трудностью было отсутствие готового перспективного плана по использованию дидактических игр при формировании математических представлений, на который я могла бы опереться в начале своей работы.
Изучив литературу по данной теме, я составила свой перспективный план использования дидактических игр, на что ушло довольно много усилий и времени, т. к. приходилось учитывать большое количество требований:
- каждый вид образовательной деятельности должен иметь четко сформулированную тему, цель и задачи;
- содержание учебного материала должно включать в себя формирование математических представлений и понятий; знакомство с зависимостями и отношениями, а также обучение математическим действиям в разных видах деятельности ребенка
- объем учебного материала должен обеспечить познавательную активность детей и работу в течении времени, утвержденного СанПиН в доступном темпе.
- методы и приемы работы занятий должны иметь адекватное обоснование (отвечать возрастным особенностям детей, помогать усвоению новых знаний или закреплению поученных, применяться с учетом индивидуального и дифференцированного подхода).
В своей работе мне постоянно необходимо было следить за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков, вносить коррективы в ход организованной и неорганизованной образовательной деятельности ребенка в зависимости от выявленных особенностей формирования математических представлений (упростить или усложнить задание, вынести часть задания на прогулку, закрепить математическое представление в изобразительной деятельности и т. д.).Мной был сделан подбор адекватных средств под тот или иной вид организованной образовательной деятельности (атрибуты для игр, наглядные математические пособия, дидактический материал и пр.). Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий.
Необходимо было соблюдать четкость комплексных и интегрированных занятий: ясная цель каждой структурной части занятий и подчиненность их главной дидактической цели занятия, четкое планирование занятий и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Комплексные занятия должны реализовывать задачи из разных образовательных областей в равной степени.
Так же мной учитывались такие важные моменты, как:
- владение методикой организации математической деятельности, умение давать четкие лаконичные инструкции, сохраняя доброжелательное отношение к детям.
- переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, динамических пауз, целесообразное распределение учебных материалов и видов работы.
Соблюдение всех этих норм и требований создавали определенные трудности в моей работе.
6. Заключение
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.