Надежда Орлова
Конспект занятия «Слова-антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Знакомство детей со словами — антонимами.
2. Формирование навыка подбирать антонимы к разным
частям речи (к именам существительным, прилагательным, глаголам, наречиям).
3. Закрепление навыка построения фразы по сюжетной
картинке.
4. Знакомство детей с пословицами (научить понимать
их смысл).
5. Развитие внимания, мышления, памяти.
6. Развитие общей моторики.
Темочки:
Оборудование: картинки: лимон — сахар, мальчик трудится — девочка отдыхает, мальчик стоит далеко — девочка стоит близко, день — ночь, лошадь — черепаха; дом Великана с мебелью, дом Гномика с мебелью; зима, потолок,
черепаха, много чашек, начало книги, восход солнца, мальчику грустно, полная сахарница, лето, пустая сахарница,
закат солнца, мальчику весело, лошадь, конец книги, мало
чашек, пол; сюжетные картинки: мальчик ломает машину, девочка снимает фартук, папа вешает картину, малыш
строит башню и т. д., мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед выставляет на доске пары картинок (лимон — сахар, мальчик трудится — девочка отдыхает, мальчик стоит
далеко — девочка стоит близко, день — ночь, лошадь — черепаха) и предлагает детям посмотреть на них и закончить
предложения. Например: Лимон кислый, а сахар (сладкий).
Мальчик трудится, а девочка…
Мальчик стоит далеко, а девочка…
Это день, а это…
Лошадь бежит быстро, а черепаха ползет…
Л о г о п е д. Сегодня мы поговорим о словах — неприятелях, о словах — наоборот.
II. Основная часть.
1. ИГРА «ВЕЛИКАН И ГНОМИК».
Логопед выставляет картинки: дом Великана с мебелью,
дом Гномика с мебелью и говорит: Сегодня мы пойдем в гости к Великану и Гномику. Давайте разделимся! Кто хочет
пойти в гости к Великану? Кто к Гномику?
— Великан сильный, а Гномик какой? Великан смелый,
а Гном какой?
— Посмотрите на их дома и сравните их. У великана дом
какой? А у Гномика?
— А сейчас давайте заглянем внутрь домиков и посмотрим, как они в них живут. У Великана мебель какая? (большая) а у Гномика (маленькая).
У Великана полы какие? (грязные) А у Гномика?
У Великана полотенце какое? (широкое) А у Гномика?
У Великана все книги какие? (толстые) А у Гномика?
У Великана живет лев, а у Гномика котенок.
Лев грозный, а котенок?
У котенка шерсть какая? (пушистая) А у льва?
2. ИГРА «ПАРЫ».
Логопед выставляет на доске картинки в два вертикальных ряда: справа: зима, потолок, черепаха, много чашек,
начало книги, восход солнца, мальчику грустно, полная
сахарница. Слева: лето, пустая сахарница, закат солнца,
мальчику весело, лошадь, конец книги, мало чашек, пол.
Л о г о п е д. Посмотрите внимательно на доску. Одни картинки находятся справа, а другие — (слева).
— Давайте соединим пары картинок и назовем слованеприятели (логопед выделяет голосом слово, к которому
нужно подобрать антоним). Например: Зимой холодно,
а… летом жарко.
Это потолок, а …
Черепаха ползет медленно, а …
На этой картинке много чашек, а…
Это начало книги, а…
Это восход солнца, а…
Этому мальчику грустно, а…
Эта сахарница полная, а…
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ИГРА «ДЕЛАЙ НАОБОРОТ»
Логопед обращается к детям и говорит, что сейчас им
предстоит делать все наоборот. Например, я скажу опустить руки, вы их … (поднимите).
Встаньте из-за стола — дети садятся;
Откройте рты — дети закрывают и т. д.
4. ИГРА С МЯЧОМ «ПАРА-НЕ ПАРА».
Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть пары слов.
Если это слова — неприятели, вы ловите мяч, а если нет —
отбиваете.
Быстро — медленно.
Отдых — работа.
Грустно — печально.
Лежать — отдыхать.
Глупый — умный.
Гусеница — комар и т. д.
5. ИГРА «ПОСЛОВИЦЫ».
Л о г о п е д. Ветер перемешал слова в пословицах. Давайте поставим слова на место. (Логопед выделяет голосом
слова-антонимы). Надо делать людям не добро, а зло.
— Какие слова-неприятели мы услышали в этой пословице? Как правильно она должна звучать?
Аналогично проводится работа с пословицами.
Ученье — тьма, а не ученье — свет.
Осенью дни становятся длиннее, а ночи короче.
Подъем на гору оказался легче спуска.
6. ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
На доске логопед выставляет картинки и предлагает детям составить с ними предложения. Например, мальчик ломает машину и просит сказать наоборот и составить новое
предложение. Например, мальчик чинит машину.
Аналогичным образом дети составляют предложения по
другим картинкам:
Девочка снимает фартук.
Папа вешает картину.
Малыш строит башню и т. д.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В
какие игры играли? Что такое слова-неприятели? Подберите слово-неприятель к слову маленький, быстро, работать.
— Можно подобрать противоположные слова к кастрюле,
Сережи, коровы? Правильно, так как не все слова имеют неприятелей.