Елена Супрунова
Сказкотерапия как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Супрунова Елена Владимировна - воспитатель группы раннего возраста МБДОУ № 167, г. Макеевка, ДНР
Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это первые безопасные уроки жизни. С помощью сказок взрослые передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения. Но самое главное – с помощью сказок мы ненавязчиво формируем сценарий, по которому будет развиваться вся дальнейшая жизнь малыша.
Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Восприятие окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. В этом возрасте посредством сказки ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, расширяет свой активный словарь. Можно сказать, что сказка для ребенка раннего возраста является особым способом освоения мира. Способом, который позволяет ребенку в специфической форме присвоить, понять и, по-своему, систематизировать поток знаний.
Чем сказка отличается от сказкотерапии?
«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Татьяна Дмитриевна Зинкевич - Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов, и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.
Данный метод при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую.
Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе.
Задачи сказкотерапии
- Развитие речи
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения
- Снижение импульсивности и тревожности
- Развитие навыков взаимодействия
- Развитие внимания, восприятия, воображения
- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений
- Облегчение адаптационного периода.
Методы сказкотерапии мы начинаем использовать ещё в процессе адаптации детей, летом в песочнице. Вместе с детьми мы строили картины из песка, придумывая различные сказки, что способствует развитию их сенсорных навыков, исследовательских способностей. Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. В группе разыгрывали народные песенки, потешки, небольшие сценки.
Сказку используем как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми.
Сказки делятся на несколько групп:
сказки о животных;
сказки о взаимодействии людей и животных;
сказки-притчи;
бытовые сказки;
сказки-страшилки,
истории о нечисти,
заветные сказки;
волшебные сказки и другие.
Детям раннего возраста наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. Дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.
Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают.
Далее идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребёнка раннего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания проводим беседу. Включаю в неё разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия, сопровождаем текст сказки предметными и сюжетными картинками. Ребенок 2-3 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки используем : настольный и кукольный театр, фланелеграф, показ мультфильма. Также в работе есть приемственность сотрудничества со старшими группами (гр. «Аленка» - показывала кук. театр «Курочка Ряба», гр. «Сказка» - кук. театр «О глупом мышонке», театр. представление «Муха Цикатуха»).
Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках, а также зрительное представление происходящего события. Дидактические игры учат детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и активизируют зрительные функции (карточки Закревской, Лепбук, кольца Луллия в конце года круги Эйллера).
Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
Работа по внедрению методов сказкотерапии в работу с дошкольниками проводится и с родителями. Им были предложены консультации:
«Сказка для детей», «Сказкотерапия - что это?»,
«Сказкотерапия - как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО».
Рекомендации по ознакомлению со сказками дома :
«Какие сказки читать на ночь?»,
«Реальность сказочной жизни»,
«Как сочинить лечебную сказку?».
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике. Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.
Литература:
1) Шорохова О. А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М. :ТЦ Сфера, 2008.;
2) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб. : Речь, 2008;
3) Микляева Н. В. ,Толстикова С. Н., Целикина Н. П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М. :ТЦ Сфера, 2010.;
4) Васькова О. Ф. Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.
5) Интернет – источники.