Елена Волкова
Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое прекрасное, что мы
можем испытать,
– это ощущение тайны»
Альберт Энштейн.
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутри семейных отношений и социально культурного общества, в которое он попадает в первые годы своей жизни. В связи с кризисным состоянием современного общества увеличивается число заболеваемости детей в ранние годы. Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т. к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.
Публикация «Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у дошкольников» размещена в разделах
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказывать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.
Для того, чтобы помочь малышам чувствовать свои эмоции и попробовать научиться управлять своим поведением, провожу развивающие занятия в сенсорной комнате.
Занятия в сенсорной комнате необходимы детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощенным, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с высоким уровнем тревожности, с нарушениями поведения, с задержками психического и речевого развития.
В процессе работы использую:
1. релаксационные упражнения для детей, которые снижают тревожное состояние, агрессивность;
2. стимулирующие упражнения, направленных на активизацию и развитие у детей сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
3. упражнения на развитие общения (это имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развитие его самооценки и становления как личности).
Для достижения цели в своей работе использую сказкотерапию.
Цель сказкотерапии : создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, коррекция страхов, тревожности, повышение самооценки, уверенности в себе.
Сказкотерапия – это ключик к детской душе, это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.
Психокоррекционные занятия с использованием сказкоотерапии служат инструментом для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
Психокоррекционные сказки помогают мне мягко влиять на поведение ребенка.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческой способности расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. «Сказки обладают свойствами будить воображение, приоткрывать дверь в непознанное, украшать нашу жизнь и объединять людей с друг другом». Сказка, фантазия развивает личность, создает невидимый мост между ребенком и взрослым. Мы можем почувствовать в сказках радость, одиночество, тревогу, беспокойство, уверенность, отчаяние, грусть, брошенность, сострадание, любовь, надежду, обиду и многие другие чувства.
В сказках дети проецируют на героях свои реальные взаимоотношения, существующие в жизни, чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Сказкой можно врачевать детские проблемы, строить мосты взаимопонимания.
Использование технологии сказкотерапии, как показала практика, дает мощный лечебный, профилактический и коррекционный эффект.
Применение данной технологии способствует тому, что ребенок получает положительные эмоции.
Структура занятий состоит из следующих этапов:
1. Упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.
2. Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывание художественных текстов или рассказывание сказки либо истории.
3. Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей.
4. Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей; проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка.
5. Заключительная часть – расслабляющие упражнения.
6. Рефлексия.
В качестве примера предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности в сенсорной комнате «Страна Радости» с использованием сказкотерапии.
«СТРАНА РАДОСТИ».
ЦЕЛЬ: закрепить приемы снятия психоэмоционального напряжения и эмоционального возбуждения.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные – развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
2. Воспитательные – установление позитивного тактильного контакта.
3. Развивающие – развитие творческого воображения, эмоционального интеллекта детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: аквалампа, фиброоптические волокна, сенсорная дорожка, светящийся шар, фотографии людей, «дерево радости», птенчик, запись музыкальных произведений.
1. ПРИВЕТСТВИЕ «ЧУТКИЕ РУКИ».
В: Ребята! Я очень рада видеть вас! Приглашаю отправиться в СТРАНУ РАДОСТЬ. Давайте попробуем научиться выражать радость с помощью жестов, мимики и определять эмоциональное состояние людей, которые рядом с вами.
В: Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука! (Поднять руки вверх)
Вот ладошка левая, вот ладошка правая. (Смотрят по очереди на ладони)
И скажу вам, не тая:
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку. (Сгибают руки в локтях)
Добрые руки погладят собаку. (Гладят руки)
Умные руки умеют лечить. (Гладят щеки)
Чуткие руки умеют дружить. (Берутся за руки в кругу).
-Почувствуйте тепло рук соседа
-Улыбнитесь друг другу.
-Повторите: «Ребята, давайте жить дружно!»
2. «КОМПЛЕКСНАЯ РАЗМИНКА».
В: Присаживайтесь на пуфики.
Солнце ярко засветило. Снег холодный растопило.
Пробудило все от сна. Это к нам пришла …ВЕСНА!
Ребята! В стране РАДОСТЬ наступила весна. Ярко светит солнце, но бывают и тучи. Нарисуйте, пожалуйста, глазами солнце, а теперь тучу. Молодцы! Поиграем? Если я скажу: «Солнышко!», то вы улыбаетесь и поднимаете руки вверх. Если: «Туча!», то сжимаетесь в комок, руки в кулаки и хмуритесь. (Дети по команде выполняют).
В: Что вам понравилось делать? Почему?
3. ИГРА «ДОЖДИК» (С оптическими волокнами).
Прислушайтесь! Что это стучит по крыше? (Дождь). Поиграем с дождиком? Подойдите к дождинкам, потрогайте их руками.
(Дети подходят к оптическим волокнам, трогают их).
В: Какой дождик на ощупь?
Д: Холодный, гладкий.
В: Какой он по цвету?
Д: Называют меняющиеся цвета.
В: Намотайте струйку волшебного дождика на пальчик. Сколько на пальчике струек?
Д: Одна.
В: Намотайте струйки на ладошку. Сколько струек?
Д: Много.
В: Ребята, этот дождик волшебный. Он сделал вас добрее. Улыбнитесь друг другу.
4. УПРАЖНЕНИЕ «ПТЕНЕЦ».
(Звуки птичьих голосов).
В: Ребята, посмотрите в свои ладошки. Там птенчик. Он летел к нам в СТРАНУ РАДОСТЬ и попал под дождь. Как вы думаете, что с ним случилось?
Д: Он замерз.
В: Давайте согреем его своим дыханием.
(Дети дуют на птенчика).
В: Молодцы! Помогли птенчику! Отпустим его на волю. Пусть летит и радует всех своим пением!
5. «СЕНСОРНАЯ ТРОПА».
В: Я приглашаю вас пройтись по волшебной тропе:
Зашагали ножки. ТОП-ТОП-ТОП.
Прямо по дорожке. ТОП-ТОП-ТОП.
Ну-ка, веселее. ТОП-ТОП-ТОП.
Вот как мы умеем. ТОП-ТОП-ТОП.
В: Ребята, вы почувствовали, какие кочки? Потрогайте их ножками.
Д: Мягкие. Гладкие. Шершавые. Холодные.
6. «ЗАКОЛДОВАННОЕ ОЗЕРО». (Аквалампа).
В: Ребята, мы пришли к заколдованному озеру. Подойдите поближе. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, кто там живет?
Д: Рыбки.
В: Какого они цвета?
Д: Называют цвета.
В: Как меняется цвет воды? Какой цвет вам больше нравится? Понаблюдайте за пузырьками. Куда они поднимаются?
В: Как вы думаете, какое у рыбок настроение?
Д: Грустное.
В: Почему?
Д: Их заколдовал злой волшебник.
В: Вы хотите им помочь? Как?
Д: Отвечают.
В: Давайте приложим ручки к озеру. Что вы чувствуете? Какое озеро на ощупь?
Д: Холодное. Гладкое.
В: Ребята, улыбнитесь рыбкам. Посмотрите, они улыбаются вам в ответ. Вы расколдовали рыбок, и теперь они снова веселые и радостные. Молодцы!
7. РЕЛАКСАЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ СОН».
В: Садитесь на пуфики. В СТРАНЕ РАДОСТЬ наступила ночь.
(Воспитатель включает светящийся шар).
Давайте отдохнем. (Музыка).
Ресницы опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…-2 раза.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают. Засыпают. -2 раза.
Напряженье улетело
И расслаблено все тело. -2 раза.
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы. -2 раза.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем. (Музыка -1 минута)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Выше их мы поднимаем.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать.
В: Что вам приснилось, ребята? Что вы чувствовали, когда спали?
Д: Отвечают.
В: Как вы думаете, волшебный сон помог стать вам добрее?
Д: Да, помог.
8. «УПРАЖНЕНИЕ «РАДОСТНЫЕ ЛИЦА».
В: Ребята, пока вы спали, нам пришло письмо. Посмотрим, что там?
Воспитатель открывает пакет, достает фотографии людей с радостным выражением лица. Дети их рассматривают.
В: Какое чувство испытывают эти люди?
Д: Радость.
В: Как вы догадались?
В: Чему может радоваться человек?
Д: Отвечают.
В: Покажите радость на своих лицах.
9. «УПРАЖНЕНИЕ «Я РАДУЮСЬ, КОГДА…»
В: Расскажите, ребята, когда вы радуетесь.
Дети передают друг другу мяч по кругу и рассказывают.
10. ИГРА «ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК».
В: У меня в руках шкатулка. (Трясет шкатулку). Как вы думаете, что в ней?
Д: Отвечают.
В: Здесь волшебное зеркало. Кто посмотрит в него, тот превращается в волшебника и помогает людям стать веселыми и радостными. Помогите грустным человечкам стать радостными.
(Дети смотрят в зеркало и выкладывают из мягкого конструктора веселые лица).
В: Молодцы, ребята! Наше путешествие в СТРАНУ РАДОСТЬ подходит к концу.
11. «ПРОЩАНИЕ».
В: Возьмитесь, пожалуйста, за руки.
В: Глазки закрываем. Немного помечтаем.
Ветерок нас подхватил, в детский сад переместил.
В: Вот мы и вернулись в детский сад.
12. «РЕФЛЕКСИЯ».
В: Ребята, где мы побывали?
Д: В СТРАНЕ РАДОСТИ.
В: Что вам запомнилось? Какими мы стали?
(Воспитатель раздает детям пиктограммы «Настроение»).
В: Покажите, какое у вас настроение.
В: Занимались мы успешно, не устали мы, конечно.
А теперь мы на прощанье дружно скажем:
Вместе: «До свиданья!»
Литература
Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом. - М. : Генезис, 2011.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии. – СПб. : Речь, 2003. – 400с.
Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. – М. : Эксмо-пресс, 2001; 2005. – 224с.
Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб. : Речь,2003. - 146с.